Сколько раз открывали Антарктиду? Исполняется 225 лет со дня рождения Ивана Михайловича Симонова

Иван Симонов родился в Астрахани  в 1794 году и до 1808 года учился на родине в губернской гимназии, после чего поступил в Казанскую гимназию, а затем – в Императорский Казанский университет. В возрасте 16 лет Иван Михайлович успешно сдал экзамен на ученую степень магистра физико-математических наук, но из-за сословных затруднений получил ее только через два года.

В 1819 году Иван Михайлович был назначен в кругосветное плавание в южное полушарие на шлюпках «Восток» и «Мирный». Экспедиция под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева отправилась из Крондштата в июле 1819 и возвратилась туда же в 1821. Эта экспедиция впервые в истории увидела шельфовые льды южного полярного материка – Антарктиды.

            Спустя 195 лет члены подводного отряда Русского географического общества отправились в экспедицию из Казани в Антарктиду – уже известный, но все еще малоизученный материк. Путешествие было хоть и не кругосветным, но далеким и сложным. Руководитель той экспедиции, опытный подводник Дмитрий Шиллер, вспомнил, как проходило то путешествие:

– Попасть на Антарктиду даже в наши дни задача непростая. Сначала мы из Казани улетели в Стамбул, из Стамбула – в Буэнос-Айрес, из Буэнос-Айреса – в Ушуайю, из Ушуайи – на яхте до Антарктиды. На яхте мы проходили пролив Дрейка, переход занял четыре дня в каждую сторону и сопровождался всеми исходящими приключениями – уворачиванием от льдин, айсбергов.

В экспедиции у нас было много задач. Первая – это напомнить всеми миру, что именно русская экспедиция открыла Антарктиду, и первые ученые, которые там побывали, были из России. Очень важным событием для нас было напомнить, что это были не просто россияне, но и татарстанцы – наши земляки.

На вопрос, почему экспедиция была названа именем Ивана Михайловича Симонова, Дмитрий Шиллер отвечает:

– На мой взгляд, эта экспедиция – важнейшее событие человечества. И то, что ректор Казанского университета принимал участие в таком масштабном, глобальном открытии... Тем более, что мы сотрудничаем с университетом, наш штаб находится на его территории. Не говорить об этом? Это неправильно, некорректно, это забыть, что такое память.

Экспедиция имела не только познавательную направленность, но и культурную. Участники взяли с собой главные символы трех мировых религий: Коран, Тору и Казанскую икону Божьей Матери.

– Каждый из участников взял с собой священные и особо почитаемые символы той религии, которую он исповедует. Одной из своей миссий мы видели сделать заявление, что люди разных религий, разных национальностей, объединенные одной общей идеей, могут добиться многого. Мусульмане взяли Коран, иудеи взяли Тору, христиане взяли икону Казанской Божьей матери. С этими священными для нас реликвиями мы пошли в Антарктиду.

На вопрос, много ли было общего между экспедицией Симонова и «Антарктида-100», Дмитрий отметил следующее:

– Как таковых параллелей мы не проводили. Но мы очень рады, что заявили нашщу экспедицию как память о нашем великом соотечественнике. Когда мы давали пресс-конференцию в Буэнос-Айресе, мы слышали такое заявление, что достоверность того, что Антарктиду открыли именно русские, надо еще доказать. Я хочу сказать, что подобные экспедиции напоминают всеми миру, кто и что сделал и на каком этапе. Мне кажется это важным, что люди вдруг «неожиданно» узнают, что Антарктиду открыли русские.

Самое важное событие, которое произошло во время той экспедиции – рекордное погружение аквалангистов у берегов южного материка. Членам экспедиции «Антарктида – 100» удалось достигнуть глубины 97 метров и установить мировой рекорд. Во время этого погружения, как и высадка у берегов Антарктиды первой экспедиции – опасный и непредсказуемый шаг. Что могло поджидать команды там, где никто никогда не был – знать наверняка было невозможно. Команда экспедиции «Антарктиды-100» готовилась к встрече с опасными животными, подводным течениям, кромешной тьме, но все обошлось. Планировали достигнуть отметки в 100 метров, но в месте погружения максимальная глубина оказалась 97 метра, на которой аквалангисты достигли дна.

Участники экспедиции «Антарктида-100» говорят, что погружения в условиях Антарктики относятся к категории повышенной сложности. Безопасными в таких условиях можно считать глубину не более 20 метров, до отметки в 65 метров погружаются аквалангисты в научных целях, рискуя жизнью. Работы на больших глубинах ведутся с использованием специального оборудования.

Перед погружением участники экспедиции разработали методы глубоководных погружений в условиях экстремально низких температур, которые были бы максимально безопасными для человека, а в ходе погружения протестировали российское снаряжение для подводного плавания. На глубине 97 метров аквалангисты сделали несколько фотографий, которые используются в учебных целях.

Антарктида до сих пор остается, пожалуй, самым загадочным материком. Сколько еще раз человечеству предстоит открыть ее заново – покажет время. Главное – не забыть, кто открыл ее впервые.

 

Фото: участники экспедиции

Текст: Юлия Каазик