Сквозь мороз и снегопад: как проходил перегон первой группы самолетов Алсиб

Подогрев обледеневшего самолета теплопушкой. Фото из книги
Подогрев обледеневшего самолета теплопушкой. Фото из книги

В 2020 году вышла книга одного из старейших членов РГО в Якутии Юрия Константиновича Антонова, рассказывающая о работе гидрометслужбы Якутии в годы Второй Мировой войны. Большой вклад внесли метеорологи для общей победы, в сложнейших условиях обеспечив безопасность полетов самолетам трассы Аляска-Сибирь. Публикуем отрывок о перегоне первой группы самолетов Алсиб.

nachalnik_aviatrassy_i.p._mazuruk.jpg

Начальник авиатрассы И.П. Мазурук. Фото из книги Ю.Антонова
Начальник авиатрассы И.П. Мазурук. Фото из книги Ю.Антонова

Во главе каждой группы истребителей летел бомбардировщик. Первую группу самолётов Р-40 с лидером А-20 привёл командир авиадивизии Илья Павлович Мазурук. На долю этой группы истребителей выпало испытать немало трудностей.  Шестого октября она миновала Берингов пролив и, пробив облака, приземлилась на советской территории. О том, в каких погодных условиях прошел перегон первой группы истребителей от Уэлькаля до  Красноярска, можно узнать с помощью разных источников.  Сначала  группа застряла в Уэлькале. Здесь подготовка самолётов к вылету велась шесть дней. Ночью в абсолютной темноте техники, одетые в шинели и сапоги, при крепком уже морозе и сильном ветре по несколько часов подогревали моторы. Но как только приступали к их запуску,  начиналось разрушение сот маслорадиаторов. На нескольких машинах обнаружились течи масла и бензина в дюритовых соединениях, гидрожидкости через уплотнения. Ситуация усугублялась отсутствием запасных частей… Только когда потеплело, принявшие эстафету перегонщики 2 полка повели истребители в Сеймчан. Лидировал капитан Финогенов на бомбардировщике А-20 «Бостон». Через 10 минут после вылета попали в плотную облачность. Финогенов вернулся в Уэлькаль, а истребители сели на запасном аэродроме Марково на берегу реки Анадырь. Там застряли из-за плохой погоды.

2.5.6.1.jpg

Штаб аэропорта Оймякон. Фото из книги Ю.Антонова
Штаб аэропорта Оймякон. Фото из книги Ю.Антонова

Начальник АМСГ Марково Николай Яковлевич Филиппович был свидетелем тех событий и в 1975 году написал: «Первые перелеты групп боевых самолетов из Нома начались в октябре 1942 года. Перед полетом первой группы на разведку из Уэлькаля вылетел начальник трассы И.П. Мазурук. Убедившись в благоприятных условиях для полёта на этом участке трассы, он дал команду вылетать группам в Марково. А через несколько дней Мазурук, пригласив меня, вылетел на разведку погоды. Со второй половины маршрута группам самолетов была дана команда вылетать на Сеймчан. Прилет в Сеймчан закончился успешно. Уже поздно вечером на самолете Си-54 экипажи были доставлены через Марково в Уэлькаль за новой партией».

konsultaciya_na_letnom_pole.jpg

Консультация синоптика на летном поле. Фото из книги Ю.Антонова
Консультация синоптика на летном поле. Фото из книги Ю.Антонова

28 октября 1942 г. первая группа американских самолетов из 9 истребителей  и одного бомбардировщика А-20 приземлилась в аэропорту Якутск. Вылету мешали технические неполадки. Здесь работа технического состава стала еще сложней, чем в Уэлькале из-за морозов, доходивших до 50 градусов. Дальше приведем отрывок из воспоминаний капитана Виктора Михайловича Перова, пилотировавшего один из истребителей:

- Вылетели мы 4 ноября  из Якутска  ранним морозным утром. Лидировал группу на бомбардировщике  А-20 «Бостон» заместитель командира дивизии полковник В.В. Фокин. По маршруту стояла устойчивая холодная погода. Мы благополучно долетели до Киренска за 5,5 часов. Тогда там не было еще 5 перегоночного полка. Он находился в Красноярске в ожидании транспортных самолетов, которые должны были доставить его к месту базирования. Фокин принял решение вести нашу группу дальше. В Киренске задержались из-за погоды на 6 дней. Начиная от Усть-Кута, погода стала мерзкой, в сущности говоря, нелетной. Но Фокин стремился как можно скорее достичь цели. Василий Васильевич вел группу на бреющем полете, умело обходя участки с наиболее низкой облачностью и сильными снегопадами. Мы держались за  лидером, хотя частые и резкие маневры затрудняли сохранение строя «клин». На малой высоте пронеслись на поселком Братск, промелькнули бурлящие на порогах воды Ангары. Когда подлетали к Красноярску, погода улучшилась, и все самолеты без потерь приземлились на аэродроме.

001.alsib_na_oblozhku.jpg

Схема трассы Алсиб. Из книги Ю.Антонова
Схема трассы Алсиб. Из книги Ю.Антонова

Так  был запущен конвейер на трассе Аляска-Сибирь. Первой группе из 10 истребителей пришлось находиться в пути от Фербенкса в США до Красноярска 35 дней, причем, больше половины времени задержки были из-за нелетной погоды. В Красноярске их приняла специальная военная комендатура ВВС. Их тут же отправили железной дорогой на Сталинградский фронт. 

 

С книгой Юрия Антонова «Летопись гидрометслужбы Якутии, ч.2» желающие могут ознакомиться в библиотеках г.Якутска, а также в библиотеке нашего отделения.