Смотри, не замерзай: уральские дизайнеры знают, как выжить на Русском Севере

Смотри, не замерзай: уральские дизайнеры знают, как выжить на Русском Севере Смотри, не замерзай: уральские дизайнеры знают, как выжить на Русском Севере

В Уральском государственном архитектурно-художественном университете (УрГАХУ) занимаются созданием комфортной среды проживания в экстремальных условиях Русского Севера через этнографические методы изучения быта северных народов. В портфеле научных проектов – исследования традиционной одежды, жилища и транспортной системы оленеводов и кочевников.

Студенты проводят дизайн-исследования – по сути, этнографические экспедиции, – в ходе которых отправляются в северные сообщества и погружаются в среду. Этнографические методы сбора материалов дополняются художественным пленэром. "Представителей северных народов мы считаем носителями знаний об адаптации к условиям севера, – рассказывает руководитель направления УрГАХУ "Арктический дизайн" Светлана Кравчук. – Мы изучаем, как их адаптационный опыт зафиксирован в материальной культуре: предметах, одежде, жилище, средствах транспорта. А изучив, думаем, как этот опыт можно применить в проектировании вещей для пришлого населения севера – туристов, военных, рабочих – чтобы ему было тепло и комфортно в экстремальных условиях". Студенты посещают деревни хантов, ездят к ненцам, чукчам, шведским, норвежским и финским саамам, к смешанным сообществам – кольским саамам и коми-ижемцам. Началась эта практика в УрГАХУ более 30 лет назад и оформилась в отдельное направление исследований – Школу северного дизайна, или студию экстремального дизайна, как её называют между собой её участники.

Так, например, студенты детально изучили одежду ненцев – малицу, которая сделана из меха северного оленя, способного выдерживать температуру до -60 °С. Это своеобразная шуба-трансформер, которая в случае необходимости превращается в спальный мешок и даже удерживается на плаву, если человек упал в воду. Трубчатая структура волоса северного оленя позволяет сохранять расход энергии для поддержания температуры тела на уровне среднего: в обычной утеплённой одежде в условиях Крайнего Севера неподготовленный человек должен потреблять 5000 кКал в сутки, а в условиях комфортного климата в среднем – 2000 кКал. На основе малицы исследователи разработали арктическое снаряжение для пограничных войск России: олений мех здесь сочетается с бактерицидным утеплителем из нанотехнологического волокна, а защитная маска дополненной реальности – с  обычным капюшоном. Ещё одна идея для военных на синтезе многовековых традиций и современности – мобильное укрытие, в основе которого форма ненецкого "куропачьего чума". Это надувная палатка с обогревом и набором всего необходимого для жизнеобеспечения семи человек в течение 7 дней.

За несколько лет исследований участники Школы северного дизайна придумали несколько образцов транспортных средств на основе нарт: лёгкие мотонарты, спасательное средство на воздушной подушке, нарты для арктических маршрутов, туристические нарты. Так, мобильное укрытие для оленеводов Ямала получило свидетельство на промышленный образец: это прицеп-укрытие из 5–7 нарт, которое напоминает одновременно чум, ярангу, палатку и шатёр.

От изучения отдельных транспортных средств студенты перешли к осмыслению всей транспортной системы Крайнего Севера. "Мы заметили, что на конкретных территориях сложились свои паттерны мобильности: местное население понимает, как и в какое время нужно здесь передвигаться, когда лучше идти пешком, а когда использовать вездеходный (полозный, колёсный) транспорт, с какой скоростью ехать", – рассказывает Светлана Кравчук. Оленеводы и кочевники разбивают свой груз на караван, где каждая транспортная единица не превышает 200 кг, – отсюда вывод для тех, кто работает на севере: всё оборудование и элементы строительства при перевозке во избежание потерь и поломок также нужно разбивать на транспортные единицы и передвигаться в том же режиме. 

Изучение транспортной системы севера особенно важно в контексте развития туризма в регионе. Для комфортного восприятия достопримечательностей в экстремальных условиях исследователи предлагают целостный "модуль жизнеобеспечения". Туристу даётся набор вещей с инструкциями, затем инсценируется каждый день и час его пребывания в путешествии, планируются альтернативные варианты с учётом изменчивости среды. Такие экспериментальные маршруты уже прошли по рекам Казым и Тром-Аган (ХМАО), по Полярному и Северному Уралу (хребет Рай-Из и плато Мань-Пупы-Нер). "Больше всего наша студия сегодня ориентирована на туризм, – рассказывает Светлана Кравчук. – К тому же мы и сами апробировали именно эту форму пребывания на севере. Наши экспедиции – это тестирование в реальном формате. Едем как туристы и испытываем на себе и факторы среды, и социальные факторы, и культурные моменты. Проверяем их непосредственно в момент погружения в локальное сообщество".

Ещё одно большое направление работы Школы северного дизайна – жилища. От изучения особенностей традиционных форм жилья северных народов исследователи перешли к осмыслению концепций северных поселений. "Особенно нас интересуют моногорода вокруг нефтегазовых промыслов: мы стали думать, как сделать жизнь людей там комфортнее, – рассказывает Светлана Кравчук. – Как есть "умные" дома и города, так мы хотим придумать для севера "тёплый" город". Например, студенты переосмыслили традиционное для севера понятие вахтового метода работы: в виде ленты Мёбиуса представили вахту как систему, включающую пребывание в вахтовом посёлке, дорогу между домом и местом работы и межвахтовый отдых в месте постоянного проживания.

В апреле 2020 года Школа северного дизайна и УрГАХУ при поддержке Российского научного фонда откроют международную онлайн-выставку "Арктика созидает / Arctic Makes". Участники – художники, дизайнеры, преподаватели и студенты из России, США, Канады, Норвегии, Финляндии, Нидерландов и Германии. В апреле Школа северного дизайна запустит сайт "Арктический дизайн", а в мае выпустит монографию по дизайну транспортных средств для условий северного бездорожья.