head-bg-picture

Снимай, отправляй, выигрывай: всё о фотоконкурсе РГО "Самая красивая страна"

Константин Лейфер. Фото: пресс-служба РГО

Константин Лейфер. Фото: пресс-служба РГО

Снимай, отправляй, выигрывай: всё о фотоконкурсе РГО "Самая красивая страна" Снимай, отправляй, выигрывай: всё о фотоконкурсе РГО "Самая красивая страна"

До окончания приёма работ на конкурс "Самая красивая страна" осталось всего два месяца. Как "попасть в обойму" номинации "Живой архив", что могут выиграть подводные фотографы и специалисты по макросъёмке, сколько будет призовых мест и нужно ли давать РГО коммерческие права на фотографии, объяснил председатель жюри Константин Лейфер.

Изменения в номинациях

Новую номинацию "Магия воды" предложил Сергей Шойгу. Тема достаточно широкая: подойдёт любая фотография, посвящённая водной стихии, — и снимок льда, идущего по Ангаре, и радуга над водопадом, и град, и подводная съёмка. Последнее особенно важно, поскольку от номинации "Подводный мир" мы в этом году отказались. Но это ни в коем случае не лишает фотографов, специализирующихся в этом жанре, возможности участвовать в конкурсе. Если же объектом съёмки стала не вода, а подводные обитатели, кадры можно предложить в номинацию "Дикие животные". Для снимков, посвящённых морским млекопитающим, рыбам и другим представителям водной фауны, она подходит как нельзя лучше.

Игрушка. Фото: Андрей Сидоров, участник фотоконкурса РГО

Игрушка. Фото: Андрей Сидоров, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

То же самое касается макросъёмки — хотя отдельной номинации "Макромир" в конкурсе в этом году нет, мы по-прежнему ждём фотографии на эту тему. Если в кадре есть насекомые, их можно предложить в "Эти забавные животные" или в "Дикие животные". Другой вариант — номинация "Искусство дикой природы (арт-фото)". Простым глазом не разглядеть, насколько глубоко и интересно всё устроено в макромире, линза макрофотографии помогает раскрыть природный арт, который и придумать невозможно.

Конечно, есть риск, что в "Диких животных" в этом году заметно повысится конкуренция. Тем более что одно из нововведений — возможность присылать снимки, сделанные с помощью фотоловушек. Предвижу возражения по этому поводу: вроде бы получается, что у работников заповедников положение привилегированное — они знают повадки своих подопечных, понимают, какими тропами те ходят. Якобы достаточно установить аппаратуру и ждать, когда в кадр попадёт тигр. Но не так всё просто. Фотоловушку надо ещё правильно разместить и настроить. Тут необходимо владение инструментом и большая степень везения — зверь должен попасть в кадр при хорошем освещении, в удачном ракурсе, в интересный момент и т.п.

Размышления под дождём. Фото: Андрей Гилёв, участник фотоконкурса РГО

Размышления под дождём. Фото: Андрей Гилёв, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Конечно, членам жюри нужно будет решать вопрос, как сравнивать тигра и муравья. В "Магии воды" нам, возможно, придётся оценивать в одном ряду ледоход и подводный пейзаж, это непросто. Но мне нравится, что мы не боимся экспериментировать. Если выяснится, что та или иная категория слишком сложна, — значит, в следующем году мы её поменяем, продолжим искать новые варианты.

Страна у нас громадная, и каждый раз, подводя итоги конкурса, мы задаёмся вопросом, как бы получше показать её со всех сторон. Время от времени по разным причинам возникают колебания в сюжетах, которые выбирают участники: то вдруг все присылают медведей, то — портреты народов Крайнего Севера. Вот мы и варьируем набор номинаций, чтобы по возможности обеспечить тематическое разнообразие.

О номинации "Живой архив"

Её суть в том, чтобы снять место с той же точки, при похожем освещении и в аналогичных обстоятельствах, что и сто лет назад. Казалось бы, изначально задавая точку съёмки и композицию, мы облегчаем работу фотографу. Но тут есть подвох. Веком раньше снимали форматными камерами, принцип действия которых позволял избегать геометрических искажений. Поэтому все кадры архитектуры тех лет — монастыри, здания, перспективы улиц — идеального качества с точки зрения геометрии, в них нет "заваленных" вертикалей. И это сделано механически, без графических редакторов. Получается, что фотографии для "Живого архива" желательно снимать с помощью специальной аппаратуры, так что здесь больше шансов победить у фотографа, который хорошо разбирается в физике процесса.

Номинация

Номинация "Живой архив", Култучное озеро. Фото: Алексей Перелыгин, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Ещё один важный момент связан с тем, что к образцам фотографий мы добавили некоторые кадры Прокудина-Горского.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский начал снимать фотографии России ещё в конце XIX века. Его "Коллекция достопримечательностей Российской империи" составляла около 3500 кадров, из которых до наших дней дошло примерно две трети. Благодаря выбранному им способу цветной съёмки — он единственный из наших соотечественников использовал метод цветоделения — сделанные им кадры сохранились в достойном качестве.

Прокудин-Горский снимал, как правило, летом, а подавать фотографии на конкурс можно только до 5 апреля. Поэтому имеет смысл сделать по возможности две версии кадра. Во-первых, снять фотографию с той же точки, не дожидаясь подходящего времени года, и отправить её на конкурс-2021. Во-вторых, подготовить снимок, максимально дублирующий условия, в которых сделан первоисточник, для участия в конкурсе в следующем году. Отказываться от номинации "Живой архив", равно как и от представленных в ней фотографий Прокудина-Горского, мы не планируем.

 Книга

Книга "Россия в первых цветных фотографиях 1906-1916 гг. Подарочный альбом знаменитой коллекции первых цветных фотографий Прокудина-Горского". Фото: пресс-служба РГО

О специальном призе "За кадром"

В этом году мы решили совершить небольшую "революцию" в нашем конкурсе — впервые помимо фотографий принимаем видеоролики. Мы предлагаем показать "закулисье" сделанных снимков. Это могут быть видеозаписи из экспедиции, где был снят конкурсный кадр, профессиональные секреты подводной съёмки и т.п. Для участия достаточно короткого — не больше трёх минут — ролика, демонстрирующего, с какими задачами и сложностями столкнулся фотограф. Пусть люди получат возможность прочувствовать условия, в которых появился снимок, если ради него пришлось несколько суток "караулить добычу" в укрытии. Пусть осознают, к каким ухищрениям нужно было прибегать, чтобы сделать портрет муравья с добычей. Мы хотим показать посетителям выставки истории, стоящие за тем или иным кадром. Надеемся, что участники конкурса пришлют нам не только фотографии, но и видео, посвящённые их созданию. А самый лучший ролик получит от экспертной комиссии специальный приз.

О работе экспертов

В этом году увеличилось количество экспертов — теперь их 17. Предварительный отбор фотографий в каждой номинации будет проводить уже не один член жюри, а трое. Это облегчит нам работу и улучшит качество отбора, ведь у каждого эксперта своё мнение, теперь его нужно будет обосновывать в обсуждениях с коллегами.

Работа экспертов. Фото: пресс-служба РГО

Работа экспертов. Фото: пресс-служба РГО

Финалистов мы выбираем на очной встрече. Помимо качества фотографий учитываем и сбалансированность тем, и пытаемся представить, насколько снимки будут сочетаться по цвету и тону в единой экспозиции. Это создаёт особые сложности — если, скажем, у нас на руках оказываются шесть шикарных кадров медведей и ни одного насекомого, приходится как-то решать этот вопрос. Поэтому у нас всегда под рукой есть стопочка фотографий, получивших предварительные оценки пониже, но обеспечивающих разнообразие сюжетов. Здесь нам приходится работать на стыке творчества и организационных моментов.

Мы отслеживаем, чтобы фотографии соответствовали условиям — бывает, что в качестве детской нам дают снимок, сделанный "ребёночком" девятнадцати лет, в этом случае мы его снимаем с конкурса. Другая ситуация — искажённая действительность, сейчас этого очень легко добиться с помощью графических редакторов. Если у нас возникают сомнения, мы просим автора прислать фотографию в "сыром" формате, чтобы убедиться, что он не злоупотребил возможностями обработки. Важный момент, что начиная с прошлого года конкурс начал давать обратную связь фотографам — теперь людям не обязательно самостоятельно отслеживать, прошли ли их работы в полуфинал или финал, они узнают это из официального письма.

О призовых местах

В этом году мы сделали не одно призовое место, а три. Второе и третье места, как и первое, определяются в результате голосования жюри. Мне кажется, это разумно — не зря же во всех соревнованиях именно такая система. Если человек шёл голова в голову и проиграл в этой "скачке" буквально пару миллиметров, ему будет не так обидно, да и с точки зрения портфолио и статуса призовое место имеет значение.

Преддверие полярной ночи. Фото: Виталий Новиков, участник фотоконкурса РГО

Преддверие полярной ночи. Фото: Виталий Новиков, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Об авторских правах

К сожалению, раньше мы неоднократно сталкивались с тем, что фотографы отказывались от участия в "Самой красивой стране". В положение о конкурсе входил пункт, по которому РГО получало неисключительную лицензию на все присланные фотографом снимки, в том числе и коммерческую. Некоторые профессиональные фотографы не считали возможным передавать Обществу коммерческие права сразу на 25 своих работ. Замечу, что такие условия типичны для многих конкурсов — и российских, и зарубежных. Не скажу, что РГО что-то зарабатывало на этом, — если вдруг какие-то деньги и приходили, они шли на развитие всё того же конкурса. Тем не менее в этом году мы решили пересмотреть условия. Теперь Географическое общество получает коммерческие права только на фотографии, которые вошли в число финалистов. Надеемся, что этот шаг сгладит наши противоречия с профессиональными фотографами и они примут участие в конкурсе. А благодаря этому повысится и его уровень в целом.

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
27 февраля 2024
РГО запустило акцию в «Одноклассниках»
Она посвящена фотоконкурсу «Самая красивая страна»
Подробнее
18 января 2024
Объявляем о старте юбилейного конкурса «Самая красивая страна»
Русское географическое общество принимает работы авторов с 18 января
Подробнее
21 января 2022
В Оренбурге открылась фотовыставка РГО "Самая красивая страна"
Подробнее
18 января 2022
О "Самой красивой стране", малой родине и природе: интервью с фотографом Владиславом Тябиным
Подробнее
30 ноября 2021
Фотовыставку "Самая красивая страна" в Монако посетил князь Альбер II
Подробнее
02 июня 2021
Подведены итоги VII Фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"
Подробнее
02 июня 2021
"Хотелось отметить всех": члены жюри "Самой красивой страны" поделились эмоциями
Подробнее
28 мая 2021
Об исключении из финала конкурса "Самая красивая страна" фотографии "Енотовидная собака"
Официальное сообщение организаторов фотоконкурса РГО
Подробнее
Показать еще Загрузка