Снимай, отправляй, выигрывай: всё о фотоконкурсе РГО "Самая красивая страна"

Константин Лейфер. Фото: пресс-служба РГО
Константин Лейфер. Фото: пресс-служба РГО

До окончания приёма работ на конкурс "Самая красивая страна" осталось всего два месяца. Как "попасть в обойму" номинации "Живой архив", что могут выиграть подводные фотографы и специалисты по макросъёмке, сколько будет призовых мест и нужно ли давать РГО коммерческие права на фотографии, объяснил председатель жюри Константин Лейфер.

Изменения в номинациях

Новую номинацию "Магия воды" предложил Сергей Шойгу. Тема достаточно широкая: подойдёт любая фотография, посвящённая водной стихии, — и снимок льда, идущего по Ангаре, и радуга над водопадом, и град, и подводная съёмка. Последнее особенно важно, поскольку от номинации "Подводный мир" мы в этом году отказались. Но это ни в коем случае не лишает фотографов, специализирующихся в этом жанре, возможности участвовать в конкурсе. Если же объектом съёмки стала не вода, а подводные обитатели, кадры можно предложить в номинацию "Дикие животные". Для снимков, посвящённых морским млекопитающим, рыбам и другим представителям водной фауны, она подходит как нельзя лучше.

podvodnyy_mir_sidorov_andrey_-_igrushka_-_2019_-_444273.jpg

Игрушка. Фото: Андрей Сидоров, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"
Игрушка. Фото: Андрей Сидоров, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

То же самое касается макросъёмки — хотя отдельной номинации "Макромир" в конкурсе в этом году нет, мы по-прежнему ждём фотографии на эту тему. Если в кадре есть насекомые, их можно предложить в "Эти забавные животные" или в "Дикие животные". Другой вариант — номинация "Искусство дикой природы (арт-фото)". Простым глазом не разглядеть, насколько глубоко и интересно всё устроено в макромире, линза макрофотографии помогает раскрыть природный арт, который и придумать невозможно.

Конечно, есть риск, что в "Диких животных" в этом году заметно повысится конкуренция. Тем более что одно из нововведений — возможность присылать снимки, сделанные с помощью фотоловушек. Предвижу возражения по этому поводу: вроде бы получается, что у работников заповедников положение привилегированное — они знают повадки своих подопечных, понимают, какими тропами те ходят. Якобы достаточно установить аппаратуру и ждать, когда в кадр попадёт тигр. Но не так всё просто. Фотоловушку надо ещё правильно разместить и настроить. Тут необходимо владение инструментом и большая степень везения — зверь должен попасть в кадр при хорошем освещении, в удачном ракурсе, в интересный момент и т.п.

dikie_zhivotnye_gilyov_andrey_-_razmyshleniya_pod_dozhdem_-_2020_-_507154.jpg

Размышления под дождём. Фото: Андрей Гилёв, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"
Размышления под дождём. Фото: Андрей Гилёв, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Конечно, членам жюри нужно будет решать вопрос, как сравнивать тигра и муравья. В "Магии воды" нам, возможно, придётся оценивать в одном ряду ледоход и подводный пейзаж, это непросто. Но мне нравится, что мы не боимся экспериментировать. Если выяснится, что та или иная категория слишком сложна, — значит, в следующем году мы её поменяем, продолжим искать новые варианты.

Страна у нас громадная, и каждый раз, подводя итоги конкурса, мы задаёмся вопросом, как бы получше показать её со всех сторон. Время от времени по разным причинам возникают колебания в сюжетах, которые выбирают участники: то вдруг все присылают медведей, то — портреты народов Крайнего Севера. Вот мы и варьируем набор номинаций, чтобы по возможности обеспечить тематическое разнообразие.

О номинации "Живой архив"

Её суть в том, чтобы снять место с той же точки, при похожем освещении и в аналогичных обстоятельствах, что и сто лет назад. Казалось бы, изначально задавая точку съёмки и композицию, мы облегчаем работу фотографу. Но тут есть подвох. Веком раньше снимали форматными камерами, принцип действия которых позволял избегать геометрических искажений. Поэтому все кадры архитектуры тех лет — монастыри, здания, перспективы улиц — идеального качества с точки зрения геометрии, в них нет "заваленных" вертикалей. И это сделано механически, без графических редакторов. Получается, что фотографии для "Живого архива" желательно снимать с помощью специальной аппаратуры, так что здесь больше шансов победить у фотографа, который хорошо разбирается в физике процесса.

zhivoy_arhiv-perelygin-aleksey-kultuchnoe-ozero-poteryannyy-oazis-dikoy-prirody-kamchatskiy-kray.jpg

Номинация "Живой архив", Култучное озеро. Фото: Алексей Перелыгин, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"
Номинация "Живой архив", Култучное озеро. Фото: Алексей Перелыгин, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Ещё один важный момент связан с тем, что к образцам фотографий мы добавили некоторые кадры Прокудина-Горского.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский начал снимать фотографии России ещё в конце XIX века. Его "Коллекция достопримечательностей Российской империи" составляла около 3500 кадров, из которых до наших дней дошло примерно две трети. Благодаря выбранному им способу цветной съёмки — он единственный из наших соотечественников использовал метод цветоделения — сделанные им кадры сохранились в достойном качестве.

Прокудин-Горский снимал, как правило, летом, а подавать фотографии на конкурс можно только до 5 апреля. Поэтому имеет смысл сделать по возможности две версии кадра. Во-первых, снять фотографию с той же точки, не дожидаясь подходящего времени года, и отправить её на конкурс-2021. Во-вторых, подготовить снимок, максимально дублирующий условия, в которых сделан первоисточник, для участия в конкурсе в следующем году. Отказываться от номинации "Живой архив", равно как и от представленных в ней фотографий Прокудина-Горского, мы не планируем.

prokudin_img_3377.jpg

 Книга "Россия в первых цветных фотографиях 1906-1916 гг. Подарочный альбом знаменитой коллекции первых цветных фотографий Прокудина-Горского". Фото: пресс-служба РГО
Книга "Россия в первых цветных фотографиях 1906-1916 гг. Подарочный альбом знаменитой коллекции первых цветных фотографий Прокудина-Горского". Фото: пресс-служба РГО

О специальном призе "За кадром"

В этом году мы решили совершить небольшую "революцию" в нашем конкурсе — впервые помимо фотографий принимаем видеоролики. Мы предлагаем показать "закулисье" сделанных снимков. Это могут быть видеозаписи из экспедиции, где был снят конкурсный кадр, профессиональные секреты подводной съёмки и т.п. Для участия достаточно короткого — не больше трёх минут — ролика, демонстрирующего, с какими задачами и сложностями столкнулся фотограф. Пусть люди получат возможность прочувствовать условия, в которых появился снимок, если ради него пришлось несколько суток "караулить добычу" в укрытии. Пусть осознают, к каким ухищрениям нужно было прибегать, чтобы сделать портрет муравья с добычей. Мы хотим показать посетителям выставки истории, стоящие за тем или иным кадром. Надеемся, что участники конкурса пришлют нам не только фотографии, но и видео, посвящённые их созданию. А самый лучший ролик получит от экспертной комиссии специальный приз.

О работе экспертов

В этом году увеличилось количество экспертов — теперь их 17. Предварительный отбор фотографий в каждой номинации будет проводить уже не один член жюри, а трое. Это облегчит нам работу и улучшит качество отбора, ведь у каждого эксперта своё мнение, теперь его нужно будет обосновывать в обсуждениях с коллегами.

01_dsc_9253.jpg

Работа экспертов. Фото: пресс-служба РГО
Работа экспертов. Фото: пресс-служба РГО

Финалистов мы выбираем на очной встрече. Помимо качества фотографий учитываем и сбалансированность тем, и пытаемся представить, насколько снимки будут сочетаться по цвету и тону в единой экспозиции. Это создаёт особые сложности — если, скажем, у нас на руках оказываются шесть шикарных кадров медведей и ни одного насекомого, приходится как-то решать этот вопрос. Поэтому у нас всегда под рукой есть стопочка фотографий, получивших предварительные оценки пониже, но обеспечивающих разнообразие сюжетов. Здесь нам приходится работать на стыке творчества и организационных моментов.

Мы отслеживаем, чтобы фотографии соответствовали условиям — бывает, что в качестве детской нам дают снимок, сделанный "ребёночком" девятнадцати лет, в этом случае мы его снимаем с конкурса. Другая ситуация — искажённая действительность, сейчас этого очень легко добиться с помощью графических редакторов. Если у нас возникают сомнения, мы просим автора прислать фотографию в "сыром" формате, чтобы убедиться, что он не злоупотребил возможностями обработки. Важный момент, что начиная с прошлого года конкурс начал давать обратную связь фотографам — теперь людям не обязательно самостоятельно отслеживать, прошли ли их работы в полуфинал или финал, они узнают это из официального письма.

О призовых местах

В этом году мы сделали не одно призовое место, а три. Второе и третье места, как и первое, определяются в результате голосования жюри. Мне кажется, это разумно — не зря же во всех соревнованиях именно такая система. Если человек шёл голова в голову и проиграл в этой "скачке" буквально пару миллиметров, ему будет не так обидно, да и с точки зрения портфолио и статуса призовое место имеет значение.

magiya_vody_novikov_vitaliy_-_preddverie_polyarnoy_nochi_-_2020_-_464882.jpg

Преддверие полярной ночи. Фото: Виталий Новиков, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"
Преддверие полярной ночи. Фото: Виталий Новиков, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Об авторских правах

К сожалению, раньше мы неоднократно сталкивались с тем, что фотографы отказывались от участия в "Самой красивой стране". В положение о конкурсе входил пункт, по которому РГО получало неисключительную лицензию на все присланные фотографом снимки, в том числе и коммерческую. Некоторые профессиональные фотографы не считали возможным передавать Обществу коммерческие права сразу на 25 своих работ. Замечу, что такие условия типичны для многих конкурсов — и российских, и зарубежных. Не скажу, что РГО что-то зарабатывало на этом, — если вдруг какие-то деньги и приходили, они шли на развитие всё того же конкурса. Тем не менее в этом году мы решили пересмотреть условия. Теперь Географическое общество получает коммерческие права только на фотографии, которые вошли в число финалистов. Надеемся, что этот шаг сгладит наши противоречия с профессиональными фотографами и они примут участие в конкурсе. А благодаря этому повысится и его уровень в целом.