Со дна Чёрного моря подняли истребитель времён Великой Отечественной войны

Фото: Евгений Чудинов
Фото: Евгений Чудинов

25 сентября участники совместной экспедиции Русского географического общества и Экспедиционного центра Министерства обороны России подняли со дна Чёрного моря истребитель Военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии Р-39 "Аэрокобра", произведённый в США в 1940-х годах.

С 14 по 25 сентября 2020 года в акватории Каламитского залива в районе посёлка Новофедоровка Республики Крым проходила совместная экспедиция РГО и Экспедиционного центра Минобороны России по поиску и подъёму со дна Чёрного моря истребителя "Аэрокобра". В экспедиции принимали участие добровольцы РГО, военные моряки Черноморского флота и специалисты предприятия подводно-технических работ "Пётр".

Специалисты провели поисково-рекогносцировочные мероприятия и уточнили координаты самолёта, провели подводные водолазные работы по размыву самолёта от наносного песка и грунта, остропке самолёта и подготовке его к отрыву от грунта с помощью надувных понтонов.

Подъём с восьмиметровой глубины производился с помощью специальной водолазной платформы, доставленной в район Чёрного моря из Воронежа. На финальном этапе "Аэрокобру" погрузили на борт судна Черноморского флота.

"Самолёт пролежал в воде 75 лет, это сказалось на его состоянии. К тому же, видимо, кто-то ещё пытался его поднять и повредил. Поэтому сохранность у "Аэрокобры" не очень хорошая. Но как объект военно-технической истории он представляет очень большую музейную ценность", — отметил руководитель экспедиции, специалист Экспедиционного центра Министерства обороны РФ Анатолий Калемберг. 

Напомним, что впервые подводный объект обнаружили крымские аквалангисты-любители в 2017 году. Исследование самолёта проводилось в 2019 году силами экспедиции Министерства обороны России по поиску затонувших объектов времён Великой Отечественной войны с целью их идентификации и захоронения экипажа.

_x8a2878.jpg

Фото: Евгений Чудинов
Фото: Евгений Чудинов

"Мы ожидали, что он будет весь замыт песком. Но на поверхности находилась его кабина, часть моторного отсека и винт. Нам удалось найти и поднять на поверхность кислородную маску лётчика с надписью "Made in USA", — рассказал научный руководитель экспедиции 2019 года Александр Ёлкин.

Объект удалось идентифицировать по двигателю, расположенному за кабиной лётчика, и двойному остеклению кабины. Во время Второй мировой войны массово использовался только один истребитель с такой компоновкой — американский самолёт "Бэлл Р-39 Аэрокобра". Этот самолёт поставлялся в СССР до декабря 1944 года. Всего в СССР по ленд-лизу было поставлено порядка пяти тысяч "Аэрокобр".

_x8a1437.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Специалисты установили, что именно этот борт в составе воздушных сил Черноморского флота участвовал в воздушном прикрытии Крымского полуострова во время  Ялтинской конференции в феврале 1945 года.

В Российском государственном архиве Военно-морского флота сохранился аварийный акт 1945 года, в котором говорится, что это же воздушное судно 27 июля 1945 года произвело вынужденную посадку на воду в связи с техническими неисправностями двигателя, после чего затонуло.

Фото: Евгений Чудинов
Фото: Евгений Чудинов
Фото: Евгений Чудинов
Фото: Евгений Чудинов
Фото: Евгений Чудинов
Фото: Евгений Чудинов
Фото: Евгений Чудинов
Фото: Евгений Чудинов
Фото: Евгений Чудинов
Фото: Евгений Чудинов
Фото: Евгений Чудинов