Неизбежно уходит поколение фронтовиков и тружеников тыла — очевидцев Великой Отечественной войны. Поэтому сохранить и передать потомкам объективные сведения о том, как ковалась Победа, и как жила, а верней выживала наша страна в грозовые годы, становится всё более актуальной задачей.
Весной 2022 года уроженец подмосковной Электростали — Артур Ласков — отправился в исследовательскую экспедицию на Южный Урал.
Октябрь 1941 года, немецко-фашистские захватчики на подступах к Москве. К стартовавшей летом эвакуации промышленности из западных областей СССР в районы Поволжья, Урала и Средней Азии присоединились предприятия столичного региона. В их числе оказался первенец качественной металлургии России — завод "Электросталь". Его кузнечно-штамповочная база, прокатное оборудование и электросталеплавильные печи вместе с агрегатами из Запорожья, Липецка, Сталинграда и других городов нашей страны не только усилили действующие мощности уральских заводов (Златоуст, Магнитогорск), но и легли в основу новых производств (Чебаркуль, Челябинск).
Эшелоны с аккуратно разобранным и сложенным по винтикам оборудованием, а также технической и технологической документацией пошли чередой на восток. Но самое главное, что в эвакуацию отправлялись люди. Рабочие, инженеры и служащие с их семьями. В суровую уральскую зиму они в кратчайшие сроки сооружали стены цехов, смонтировали агрегаты, сделали пробные плавки и запустили производство необходимого фронту металла. Полетели самолёты, поехали танки, подвозились снаряды...
Задачами журналистской экспедиции Артура Ласкова было собрать документированные воспоминания участников тех событий и другие сведения в архивах местных газет, библиотек, музеев, заводов. Более того, рассказать о судьбах простых людей, затронутых войной, пополнить банк краеведческих данных Музейно-выставочного центра родного города и архивы завода "Электросталь", остающегося флагманом спецметаллургии и сегодня. По итогам поездки вышла серия материалов в печатном и электронном виде. Обработка собранных сведений и подготовка новых статей продолжается.
Во второй части экспедиции вместе с руководителем проекта VeloRussia, членом РГО Антоном Сазоновым, была совеершена автомобильная разведка точек туристского интереса, подъездных путей к ним и сопутствующей инфраструктуры с целью составления оптимальных маршрутов и корректировки уже созданных.
Заметкой поделился Артур Ласков, член Русского географического общества и Союза журналистов России