head-bg-picture

Совершенствование правового регулирования в природоохранной сфере

Фото: Владимир Ляпин, участник фотоконкурса РГО

Фото: Владимир Ляпин, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Совершенствование правового регулирования в природоохранной сфере Совершенствование правового регулирования в природоохранной сфере

В Государственной думе обсудили вопросы совершенствования правового регулирования в области развития системы особо охраняемых природных территорий России.

17 ноября 2014 года прошли парламентские слушания на тему "Совершенствование правового регулирования в области развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации", организованные Комитетом Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии совместно с Комитетом по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

К участию в мероприятии были приглашены представители Русского географического общества.  Представитель Постоянной Природоохранительной комиссии, старший научный сотрудник Института географии РАН, кандидат географических наук Николай Андреевич Соболев выступил там с докладом "Особо охраняемые природные территории регионального и местного значения".

Значительное большинство особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации имеют региональное или местное значение. Именно региональные ООПТ обеспечивают повсеместность сохранения природных территорий, что необходимо для поддержания благоприятной окружающей среды. Как выявлено благодаря гранту РГО, более 2 тысяч российских природоохранных территорий соответствуют критериям международного значения – вот какова реальная ценность нашей природы!

Для более надёжного правового обеспечения связей между естественными экологическими системами необходимо в рамках природоохранного законодательства рассматривать вместе с ООПТ  и другие формы территориальной охраны природы – водоохранные зоны, защитные леса и т. п. Все они вместе как раз и позволяют сохранить единство и непрерывность природного каркаса экологической стабильности, который следует признать единым целостным объектом охраны.

В соответствии с земельным законодательством большинство региональных и местных природоохранных территорий находятся вне земель ООПТ, поскольку объективно выполняют не только природоохранную (средообразующую), но и другие хозяйственные функции. Необходимо предусмотреть на законодательном уровне, чтобы правообладатели соответствующих земельных участков могли по заслугам получать те или иные преимущества за то, что осуществляемое ими землепользование позволяет экосистемам поддерживать благоприятную окружающую среду. Для них нужны налоговые льготы, а Русское географическое общество могло бы разработать систему сертификации, удостоверяющую вклад экологически ответственных землепользователей в наше общее экологическое благополучие.

Поэтому необходимо решить следующие задачи на законодательном уровне:

1.     Предусмотреть в законодательстве об охране окружающей среды в качестве отдельного объекта правового регулирования и управления естественные экологические системы как возобновимый, но истощимый природный ресурс, обеспечивающий стабильную благоприятную окружающую среду.

2.     Определить поддержание этого ресурса общей основной задачей управления особо охраняемыми природными территориями и обязательной дополнительной задачей при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на других территориях, занятых естественными экологическими системами.

3.     Установить налоговые льготы для правообладателей земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий в связи с ограничением их деятельности в соответствии с установленным режимом особой охраны.

4.     Ввести в законодательство понятие экологической сети (экологического каркаса) как защищённой юридическими и иными мерами целостной системы природных территорий, режим охраны и использования которых обеспечивает поддержание экологических связей между ними на уровне, достаточном для устойчивого функционирования естественных экологических систем (в поддержку предложений заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края С.И. Удинцева).