Сплав по реке Чусовой

С 28 апреля по 1 мая состоялся первый в этом сезоне полевой выход на лодках класса "Rib" (надувная лодка с жестким дном) по программе «Водный туризм  "Yamaha" +"Мобиле Групп"». Маршрут проходил по реке Чусовой от поселка Коуровка в Свердловской области до города Перми.  Одним из участников и организаторов сплава был новый член Костромского областного отделения РГО Андрей Бабанов. Кроме того, в команду входили члены костромского клуба "Правый берег" Беспалов А., Смирнов В., Балакирев В., Смирнов А., петербуржец - генеральный директор компании "Мобиле Групп" Филиппов А., а также дилер "Yamaha" из Екатеринбурга Крупин О.

Идея пройти реку Чусовую на надувных лодках пришла во время одного из полевых выходов сезона 2015 года. Разработка маршрута оказалась очень непростым делом. Летом Чусовая представляет собой мелкую каменистую реку с множеством порогов, заполненную плотовиками и байдарочниками. Поэтому для участников сплава было только два удобных временных периода – либо конец апреля по половодью до закрытия реки на нерест, либо – дождливая осень. До осени участники сплава, конечно, не дотерпели.

Из истории известно, что первое упоминание реки Чусовой в русских летописях относится к 1396 г. Тогда её берега заселяли мансийские племена. В сентябре 1581 г. отсюда начал свой поход по покорению Сибири атаман Ермак. Но особенно ожили берега реки Чусовой в XVIII веке, когда на Урале выросли крупные металлургические заводы. Чусовая стала главной транспортной магистралью, по которой с Урала в Европейскую Россию сплавляли на коломенках (деревянная баржа длиной до 40 м) металл и другую продукцию.

Чусовая является меккой водного туризма уже многие десятилетия. В советское время за прохождение реки на байдарке давали знак "Турист СССР". Именно поэтому участники сплава решили своими глазами посмотреть так ли хороша Чусовая и, зацепив за двумя джипами по прицепу (3 и 4 лодки на каждом) за 23 часа движения по "прекрасным дорогам" Костромской, Кировской областей, Пермского края (чуть лучше в Свердловской области), в целом около 1500 километров, оказались на месте старта – турбаза "Чусовая". Данное место уже много лет является точкой отсчета при движении по этой реке.

На утро, после недолгих сборов, окрапив шампанским три новых лодки Scout 380, построенных Александром Филипповым и доработанных членами команды из Костромы специально для водного экстрим-туризма, отправились в путь, пройдя к вечеру чуть больше 100 км (обычно проходили 150-180 км). Несмотря на то, что крейсерская скорость под моторами YamahaF20BES составляет 33-36 км/час (максимальная 45 км/час) в наиболее красивых местах участники сплава выключали двигатели и плыли по течению (7 км/час), фотографируя открывающиеся прекрасные, живописные виды.

По традиции, скалы на Чусовой называют "камнями", а наиболее опасные – "бойцами". В среднем течении их около двухсот. Камни высотой от 10 до 115 метров возвышаются над водой и тянутся по берегу от 30 метров до полутора километров. При этом в некоторых камнях есть пещеры и гроты. Почти все скалы имеют свои названия, отображенные на табличках из нержавейки, которые закреплены альпинистами в хорошо видимых с воды, но не доступных для любителей цветного металла местах.

Стоянки, а у участников сплава их было две при трех ходовых днях, запомнились сказочной ухой и волшебной рисовой кашей на свежем воздухе, а также ночными пятиградусными заморозками.

Второй и третий дни сплава оказались также очень интересными – что ни поселок, то история России, да с какими фамилиями: Строганов, Демидов, Емельян Пугачев, Ермак Тимофеевич. Эмоции от увиденного и услышанного переполняли.

Все задачи, которые участники сплава поставили, были решены, а цели достигнуты. Пройдено 560 километров по одной из самых красивых и трудных рек нашей страны. Специально для тех, кто соберется в те края, участники сплава очень рекомендуют ознакомиться с путеводителем "По Чусовой" братьев Постоноговых с подробным описанием реки и её окрестностей. Это поможет совершить сплав по реке Чусовой интересно и безопасно.

Материалы по теме: