Спрятанный император: как Вениамин Семёнов-Тян-Шанский сделал тайник из своей картины

Специалисты Российского государственного архива кинофотодокументов подтвердили, что найденная фотография  имеет большую историческую ценность. Фото: Научный архив РГО
Специалисты Российского государственного архива кинофотодокументов подтвердили, что найденная фотография имеет большую историческую ценность. Фото: Научный архив РГО

Своего рода клад обнаружили сотрудники музея Русского географического общества в Санкт-Петербурге. Пастель "Сушка сена в Финляндии", написанная сыном выдающегося путешественника и учёного Петра Семёнова-Тян-Шанского Вениамином, оказалась "с двойным дном". 90 лет картина скрывала редкую фотографию, запечатлевшую один из эпизодов жизни последнего российского императора Николая II и его двора. Заведующий музеем РГО Сергей Белых провёл настоящее расследование и выяснил массу интересного. Предлагаем нашим читателям его рассказ.  

Музейное эхо

В фондах Русского географического общества хранится несколько картин из Центрального географического музея, существовавшего в Петрограде-Ленинграде в 20–30-е годы ХХ века. В основном это небольшие этюды с видами разных местностей России — работы Александра Маковского, Вениамина и Ольги Семёновых-Тян-Шанских, Владимира Эмме, Михаила Игнатьева и других художников. В ходе реставрационных работ одна из картин привлекла наше внимание. Но не только тем, что на ней изображено.

Однако прежде, чем говорить о картине, обратимся к истории коллекции и самого музея, в котором она хранилась. В начале 20-х годов ХХ века сын знаменитого путешественника Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского Вениамин Петрович по заданию советского правительства принял участие в создании Центрального географического музея. Помимо административных забот на его плечи легло и пополнение музейной коллекции. В том числе картинами, иллюстрирующими географию различных районов СССР. Будучи неплохим художником, Вениамин Петрович и сам писал такие пейзажи.

01_dvorec_bobrinskih_foto_wikipedia.org_.jpg

Дворец Бобринских, куда в 1929 году переехал Центральный географический музей. Фото: wikipedia.org
Дворец Бобринских, куда в 1929 году переехал Центральный географический музей. Фото: wikipedia.org

В январе 1929 года новый музей, поменяв несколько адресов, наконец переехал в роскошный дворец графов Бобринских на Красной улице, ныне улица Галерная в Санкт-Петербурге. После революции особняк был национализирован, и музей получил не только прекрасное здание с флигелями, небольшим садом и оградою, увенчанной мраморными бюстами, но и три тысячи квадратных метров экспозиционной площади.

Музей стал быстро развиваться и расти. Коллекции его активно пополнялись. Говорят, что экспозицию музея посмотрели все школьники Ленинграда.

Когда музей в конце 30-х годов был закрыт, сам особняк, так же как и музейные фонды, оказался в ведении Ленинградского университета. В 1976 году университет передал более 100 картин, набросков и графических рисунков в фонды Географического общества.

"Сушка сена в Финляндии"

В 2019 году начались масштабные работы по реставрации и переоформлению картин из бывшего Географического музея. Особое внимание было уделено рисункам, выполненным Вениамином и Ольгой Семёновыми-Тян-Шанскими.

03_img_3458.jpg

Вениамин Семёнов-Тян-Шанский "Сушка сена в Финляндии", пастель, 1906 г. Фото: Научный архив РГО
Вениамин Семёнов-Тян-Шанский "Сушка сена в Финляндии", пастель, 1906 г. Фото: Научный архив РГО

 

Вениамин Петрович был великолепным ландшафтным художником, а кроме того, учёным-географом и статистиком. Он создал массу пейзажей, среди них — небольшая пастель "Сушка сена в Финляндии", датированная 1906 годом.

О судьбе потомков Петра Семёнова-Тян-Шанского читайте: "Вот, Сашка, а теоретически я мог бы в тебя стрелять…"

Внимание реставратора Владимира Нуждина привлёк картон, на который был приклеен рисунок. Это была оформленная в паспарту старая фотография с оттиском фотоателье. На снимке запечатлена сцена из военной жизни императорской России. В центральной фигуре ясно определяется образ самого царя Николая II.

04_manevry_600_tochek_na_dyuym.jpg


По оттиску на паспарту специалисты быстро определили авторство фотографии. Фото: Фото: Научный архив РГО

Качество старых снимков настолько хорошо, что при сканировании с крупным разрешением позволяет рассмотреть всех персонажей, включая находящихся на дальнем плане. Но об этом чуть позже.

Что празднуем?

Хранитель фонда фотографии отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Аветян сообщила, что фотографий с Николаем II в фонде сохранилось немного. Что касается автора фото, то это очень известный мастер — Александр Карлович Ягельский, работавший под вывеской фотоателье "К. Е. фон Ган и К°". С конца 1890-х годов он был, по сути, единственным фотографом, кто снимал Николая II и его семью.

А вот что за событие отражено на снимке, нам помогли выяснить специалисты Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД). В письме они сообщили интересные и приятные подробности: "На фотографии запечатлено празднование 250-летнего юбилея Уланского Его Величества полка, которое проходило в Петергофе 15 мая 1903 года. Находящаяся у вас фотография имеет большую историческую ценность, потому что даже в РГАКФД фотодокументы, запечатлевшие это событие, отсутствуют".

Впрочем, здесь нужно внести уточнения. Лейб-гвардии Уланский Его Величества полк дислоцировался в Варшаве и не мог оказаться в Петергофе в 1903 году. Скорее всего, речь в письме шла о лейб-гвардии Уланском Ея Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полку, действительно квартировавшем в Новом Петергофе и праздновавшем свой юбилей 16 мая (28 мая по новому стилю) 1903 года.

vynos_shtandarta_leyb-gvardii_konno-grenaderskogo_polka._1853_god._hudozhnik_a._i._gebens._foto_wikipedia.jpg

Адольф Гебенс. "Вынос штандарта лейб-гвардии Конно-гренадерского полка". 1853 год.  Фото: wikipedia
Адольф Гебенс. "Вынос штандарта лейб-гвардии Конно-гренадерского полка". 1853 год. Фото: wikipedia

Но что любопытно: на фотографии Николай II и великие князья одеты вовсе не в форму гвардейских улан. Уланы отличались от других кавалеристов прежде всего своими шапками с характерным четырёхугольным верхом. А на снимке мы видим в левой руке императора каску с поперечным плюмажем и шлыком. Такой головной убор носили гвардейские конногренадеры. Это означает, что Николай II действительно присутствует на 250-летнем юбилее, но не улан, а лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка.

В защиту этой версии говорит и тот факт, что конногренадеры квартировали в Петергофе рядом с дворцом и что в 1903 году они тоже праздновали свой полковой юбилей в присутствии высших сановников империи и самого главы государства.

rhelmet_01.jpg

Конногренадерская каска. Фото: Василий Матвеев
Конногренадерская каска. Фото: Василий Матвеев

Лейб-гвардии Конно-Гренадерский полк несколько раз был переформирован. Интересно, что ранее он был и гусарским, и уланским, и драгунским. Последнее название стало эксклюзивной коллективной наградой за доблесть и отвагу, проявленную полком в войне с поляками в 1830–1931 годах. Более того, переименование было и повышением статуса части. Конногренадеры прошли все войны, которые вела Российская империя, включая Первую мировую. После расформирования часть полка была заново создана в эпоху Гражданской войны и сражалась на стороне белых. В эмиграции уцелевшие офицеры организовали объединение полка, поддерживая полковые традиции.

Сам полк дислоцировался в Петергофе, по Конно-Гренадерской улице. Недалеко от дворца находился принадлежавший ему квартал строений. Сейчас от него остались отдельные полковые здания, давно переформатированные под современные нужды.

Фотоувеличение: кто есть кто

Персонажи на переднем плане фотографии — великие князья Михаил Николаевич, Михаил Александрович и Дмитрий Константинович.

Первый из них был шефом полка конногренадер. В коллекции Государственного музея-заповедника "Царское Село" хранится прекрасный портрет работы Франца Крюгера, где Михаил изображён ещё молодым человеком в полковой форме. Интересно, что великий князь является младшим братом первого председателя Императорского Русского географического общества Константина Николаевича, а также отцом второго председателя ИРГО великого князя Николая Михайловича.

Второй великий князь, находящийся на фотографии в некотором отдалении от общей группы, — Дмитрий Константинович, полковой командир конногренадер: на снимке довольно чётко видна конногренадерская каска в его левой руке. Этот человек полностью посвятил себя службе в русской кавалерии, а также внёс огромный вклад в развитие отечественного коневодства. Дмитрий Константинович был пятым ребёнком в семье великого князя Константина Николаевича — первого председателя ИРГО.  Как и несколько других великих князей, в числе которых и второй председатель ИРГО Николай Михайлович, он был расстрелян в 1919 году в Петропавловской крепости в ответ на убийство в Германии Розы Люксембург и Карла Либкнехта.

07_.jpg

Фрагмент фотографии. На переднем плане — император Николай II и великие князья. Фото: Научный архив РГО
Фрагмент фотографии. На переднем плане — император Николай II и великие князья. Фото: Научный архив РГО

Третий персонаж с большой долей вероятности идентифицируется как великий князь Михаил Александрович. На фотографии он единственный из всей центральной группы одет в форму другого полка, а именно лейб-гвардии Уланского Его Величества. Вероятно, поэтому специалисты из РГАКФД предположили, будто на фотографии запечатлены "государевы уланы".

По традиции император являлся шефом всех полков русской гвардии (первых "государевых" рот) и волен был носить любую форму. В данном случае, проявляя уважение к офицерам и солдатам Конно-Гренадерского полка, он присутствовал в их полковой парадной форме.

Нужно отметить, что все мужчины на фотографии сняли головные уборы. Это связано с тем, что на снимке запечатлён торжественный молебен, проводившийся перед церемониальным маршем полка. Ателье "К.Е. фон Ган и К°" во время съёмок делало упор на фотографирование императора и его свиты, поэтому на данном отпечатке нет фигуры священника. Но существует и другой фотодокумент, выполненный в фотоателье Карла Буллы. Этот снимок был сделан по случаю этого же события, но только с другого ракурса. Здесь видно священника в торжественном облачении на фоне строя кавалеристов, обнаживших головы.

Русские императрицы и сиамский принц

Итак, с большой долей вероятности на нашем фото запечатлён момент торжественного молебна перед парадом 1 июня (14 июня по новому стилю) 1903 года. Парад происходил в рамках программы мероприятий полкового праздника и 250-летнего юбилея и начался в 11 часов утра, на что указывает сохранившаяся программа праздника.

06_petergof-1909.jpg

План Петергофа. Фото: Научный архив РГО
План Петергофа. Фото: Научный архив РГО

Место, которое мы видим на фото, — скорее всего, так называемый Задний (Кадетский) плац в Петергофе. Им пользовались для проведения полковых учений и смотров. Плац находился за казармами и Верхнесадским каналом. Сейчас эта территория примыкает к Санкт-Петербургскому проспекту (бывшей Кадетской улице), главной магистрали Петергофа.

Благодаря качественному сканированию фотографии мы можем приблизить дальний план снимка и рассмотреть тех любопытных петергофцев, которые залезли на крыши построек.

09.jpg

Фрагмент фотографии. Простые петергофцы с интересом наблюдают за происходящим на плацу. Фото: Научный архив РГО
Фрагмент фотографии. Простые петергофцы с интересом наблюдают за происходящим на плацу. Фото: Научный архив РГО

На заднем плане в общей группе придворных есть ещё более интересные персонажи. Две женщины в царской палатке — это вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, мать Николая II, и императрица Александра Фёдоровна, его супруга. Рядом с ними — казак одного из самых элитных подразделений русской гвардии Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Офицер в гусарской форме — это сиамский принц Чакрабон, один из первых сиамцев, посетивших Россию. Здесь, в Петербурге, он учился в Пажеском корпусе. Окончив его в начале 1900-х годов, он был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

Чуть дальше расположена ещё одна интересная группа великих князей из императорского дома Романовых. Это великий князь Константин Константинович и его дети. Константин Константинович — знаменитый поэт, внук Николая I и сын первого председателя ИГРО, великого князя Константина Николаевича.

08_.jpg

Фрагмент фотографии. Качество старинной печати позволяет рассмотреть и идентифицировать практически каждого из гостей церемонии. Фото: Научный архив РГО
Фрагмент фотографии. Качество старинной печати позволяет рассмотреть и идентифицировать практически каждого из гостей церемонии. Фото: Научный архив РГО

Дети Константина Константиновича — князья (слева направо) Олег, Константин, Гавриил и самый старший — Иоанн. Крайний мальчик слева, Олег, повернул голову в другую сторону от остальных. Что могло так привлечь его внимание?

Мы думаем, он смотрит на своего младшего брата Игоря, который, несмотря на официальное мероприятие, выстроенных по старшинству братьев и торжественный молебен, ушёл аж за центральную палатку к боковой "VIP"-трибуне.

Опасная фотография

Остаётся загадкой, почему Вениамин Семёнов-Тян-Шанский наклеил свой рисунок на фотографию. Тут может быть несколько объяснений. Первое и самое простое: при создании экспозиции Центрального географического музея не хватало оформительских материалов, и в работу шло всё, что могло быть пригодным. Картон, используемый фотоателье "К.Е. фон Ган и К°", был отменного качества.

rsemenov-vp-r117-1-75-1.jpg

Вениамин Семёнов-Тян-Шанский. Фото: Научный архив РГО
Вениамин Семёнов-Тян-Шанский. Фото: Научный архив РГО

 

Вторая версия заключается в том, что Вениамин Петрович сознательно спрятал эту фотографию под рисунком. Возможно, кто-то из его родственников (или даже он сам) запечатлён на заднем плане фото.

Но, скорее всего, фотографию просто решили сохранить, что называется, для истории. При Советской власти наличие снимка с последним русским императором могло повлечь неприятные последствия для владельца, особенно в 30-е годы. Не будем забывать, что из центральной группы на фото трое представителей царской семьи — Николай II, Михаил Александрович и Дмитрий Константинович — были расстреляны.

09_foto_wikipedia.org_.jpg

Илья Репин. "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения". 1903 год. Из собрания Русского музея. Фото: wikipedia.org
Илья Репин. "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения". 1903 год. Из собрания Русского музея. Фото: wikipedia.org

Кстати, Николай II, великие князья Михаил Николаевич и Михаил Александрович (центральная группа на фото) есть на картине Ильи Репина "Заседание Государственного совета 7 мая 1901 года". На ней, как известно, изображён и Пётр Семёнов-Тян-Шанский. Окончена картина была в 1903 году, то есть в то же время, когда была сделана и наша фотография. Нужно отметить, что Николай II, Михаил Николаевич и Михаил Александрович, а также Пётр Семёнов-Тян-Шанский и его сын Вениамин на начало 1900-х годов были почётными либо действительными членами Императорского Русского географического общества. 

Являются ли неоспоримыми наши доводы, сказать трудно, но важно другое: фотография, пролежавшая 90 лет под рисунком, прекрасно сохранилась и сейчас заняла почётное место в экспозиции отреставрированных предметов из собрания Русского географического общества. 

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала сотрудникам Государственного Эрмитажа Н. Аветян и И. Терентьевой, сотрудникам Научного архива РГО М. Матвеевой, Ф. Микишатьеву и Н. Першину, сотрудникам РГО В. Матвееву и В. Мишарову, сотрудникам РГАКФД и ЦГАКФФД, А., М., и В. Семёновым-Тян-Шанским,  художнику-реставратору В. Нуждину, историку и специалисту по Русской императорской гвардии Д. Клочкову, специалисту по изучению истории петербургской фотографии О. Плюшкову, специалисту по изучению истории лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка А. Кудрявцеву.