Эксперты РГО провели оценку туристской привлекательности Северного Кавказа. Результаты экспертного анализа указывают на положительную динамику развития туризма в регионе.
Стратегическая значимость туризма на Северном Кавказе определяется не только его потенциалом как драйвера экономического роста СКФО, но и возможностью снизить социальную напряженность и изменить существующие негативные стереотипы в отношении ряда кавказских республик.
В условиях актуализации внутреннего туризма в России данное направление также становится привлекательным при выборе культурно-исторического, оздоровительного, семейного и экстремального отдыха.
Несмотря на то, что лидером по основным количественным показателям туристской сферы выступает Ставропольский край, все без исключения регионы СКФО обладают обширными ресурсами культурно-исторического характера, не уступающими другим субъектам Российской Федерации.
– Каждый субъект округа по праву является обладателем своих уникальных исторических и архитектурных памятников. Примерами могут служить мечеть «Сердце Чечни» в Чеченской Республике, крепость «Нарын-Кала» в Республике Дагестан, башенные комплексы в заповеднике «Эрзи» в Республике Ингушетия и многие другие уникальные объекты притяжения гостей региона, – рассказала директор Департамента развития и маркетинга СКФУ, доктор экономических наук, профессор Светлана Зенченко.
Она также добавила, что согласно общероссийскому социологическому исследованию, проведенному в 38 субъектах РФ, основные туристические активы Северного Кавказа – уникальная природа, оздоровительный отдых и горнолыжные курорты.
Экспертная оценка аналитиков Северо-Кавказского федерального университета это подтверждает с уточнением, что базовыми факторами привлекательности курортов СКФО являются комфорт, безопасность, уникальность природы и культуры региона, а также удобство и финансовая доступность.
Отмечается, что наибольший интерес к потенциальному посещению выявлен в отношении следующих туристических центров: Дербент (67,0%), Сулакский каньон (64,3%), Армхи (59,9%), Эльбрус (59,4%), Фиагдонское ущелье (60,8%) и озеро Кезенойам (60,4%). Треть респондентов ранее посещали Кавказские Минеральные Воды (КМВ) (47,1,0%) и Домбай (39,9%).
Эти туристические центры следует рассматривать как приоритетные для реализации программ по повторному привлечению туристов. На основе полученных данных аналитики считают необходимым сконцентрировать усилия по развитию инфраструктуры на туристических объектах, вызывающих наибольший интерес у потенциальных туристов - это касается в частности Дербента, Сулакского каньона, Армхи, Эльбруса, Фиагдонского ущелья и озера Кезенойам, - а также разработать программы, направленные на повторное привлечение туристов в регион КМВ и Домбай, учитывая высокий уровень их предыдущего посещения.
– Важно подчеркнуть, что подъем привлекательности отрасли имеет положительный эффект не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения потенциальных инвестиций в сферу туризма СКФО, – прокомментировала Светлана Зенченко. По ее словам, одним из показателей положительной динамики развития туризма на Северном Кавказе также является увеличение числа положительных отзывов гостей СКФО и клиентов региональных инфраструктурных объектов.
Опираясь на результаты исследования, эксперты СКФУ предлагают учитывать следующие направления при разработке стратегий для улучшения туристской привлекательности Северо-Кавказского федерального округа:
- Усовершенствование инфраструктуры гостиниц. Учитывая, что большая часть туристов предпочитает останавливаться в комфортабельных гостиницах или местах размещения с минимальными удобствами, стоит приложить усилия для улучшения качества и уровня комфорта проживания в регионах СКФО.
- Развитие аренды жилья. Принимая во внимание долю туристов, предпочитающих арендуемые квартиры (32,1%), следует взять во внимание развитие этого сектора туризма.
- Содействие самостоятельному туризму. Большинство респондентов пока еще предпочитают самостоятельные путешествия (78,4%), что может указывать на необходимость предоставления большего объема информации и ресурсов для помощи в планировании подобных поездок.
- Работа с историями и отзывами. Рекомендация семьи или друзей, а также предыдущий положительный опыт оказывают значительное влияние на выбор места отдыха. Целесообразно использовать это направление в маркетинговых стратегиях для привлечения большего числа туристов СКФО.
Туризм на Северном Кавказе имеет перспективы для дальнейшего развития, но для стимулирования роста экономики регионов необходимо сосредоточиться на развитии смежных отраслей, а также на решении проблемы подготовки квалифицированных кадров для данной отрасли.
Напомним, что Северо-Кавказский федеральный университет уже много лет ведет подготовку специалистов в области туризма как в головном вузе, так и в филиале. В Ставрополе на базе Высшей школы креативных индустрий функционирует кафедра туризма и индустрии гостеприимства, а в Пятигорском институте открыта Школа Кавказского гостеприимства, где практическим путем будут обучаться кадры для внутреннего туризма СКФО и смежных направлений: гостиничный и туристский сервис, индустрия питания, безопасность продуктов питания, рациональное использование природных ресурсов.