Степан Осипович Макаров

Памятник Макарову в Кронштадте, фото: Ю.Югансон

Степан Осипович Макаров (1849-1904) – русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Действительный член Императорского Русского географического общества.

27 декабря 1848 года (8 января 1849 - по новому стилю) в городе Николаеве родился российский флотоводец и учёный Степан Осипович Макаров. В метрической книге Николаевской церкви за 1848 год есть запись: «Тысяча восемьсот сорок осьмого года декабря двадцать седьмого дня родился, а тридцатого дня того же месяца окрещен Степан, сын № 11 арестантской роты прапорщика Иосифа Фёдорова Макарова и законной жены Елисаветы Андреевой кои оба православного вероисповедания»

Степан Макаров родился в семье морского офицера - штабс-капитана Иосифа (Осипа) Фёдоровича Макарова (1813-1878), служившего в Николаеве и Николаевске-на-Амуре, и его жены Елизаветы Андреевны Кирилловой, дочери унтер-офицера. Мать умерла, когда Степану было всего 8 лет. В 1858 г. отец Макарова вступил во второй брак, и семья переехала в г.Николаевск-на-Амуре в связи с переводом О.Ф. Макарова в Сибирскую флотилию. Здесь Степан Макаров поступил в морское училище, которое закончил в 1865 году первым по успеваемости.

popov_demonstriruet_admiralu_makarovu_svoyu_radioustanovku._kartina_i.s._sorokina.jpg


Попов демонстрирует адмиралу Макарову свою радиоустановку, фото из архивов Ю.Югансон

Морскую службу С.О. Макаров начал на пароходе «Америка», потом на корвете «Варяг». В ноябре 1866 года он переходит на флагманский корабль эскадры - корвет «Аскольд». С ноября 1866 г. по май 1867 г. на корвете «Аскольд» в составе эскадры контр-адмирала Ф.С. Керна прошел по маршруту Нагасаки - мыс Доброй Надежды - Кронштадт. 14 июля 1867 г. за выдающиеся успехи в науках произведен «не в пример прочим» вместо кондукторов корпуса штурманов в гардемарины (нижний чин морского экипажа), а в июле того же года назначен в 1-й флотский экипаж Балтийского моря. Служба на Балтике началась на фрегате «Дмитрий Донской», который уходил в плавание в Атлантику. Перед уходом в море Макаров представил в редакцию «Морского сборника» свою первую статью, посвящённую описанию инструмента Адкинса для определения девиации в море.

gvardeiskii_fregat_admiral_makarov_v_sevastopole.jpg


Гвардейский фрегат Адмирал Макаров в Севастополе, фото: Ю.Югансон

После плавания на «Дмитрии Донском» в мае 1869 г. Макаров был произведен в мичманы (первый флотский офицерский чин) и получил назначение на броненосную лодку «Русалка». Первое офицерское плавание Макарова на броненосной лодке было неудачным. «Русалка» напоролась на подводный камень, и только благодаря счастливому стечению обстоятельств ее удалось посадить на мель. В 1870 г. Макаров опубликовал в «Морском сборнике» статью «Броненосная лодка «Русалка», в которой рассматривалась неподготовленность кораблей и экипажей к действиям при повреждении корпуса. Теория непотопляемости корабля стала одной из важнейших его разработок. Степан Осипович настаивал на выделении непотопляемости в отдельную научную дисциплину. К январю - марту 1870 г. относится едва ли не самое известное его открытие - изобретение пластыря для заделки пробоин судов. В морском обиходе появился новый термин «пластырь Макарова». 22-летний мичман разработал не только новые способы заделки пробоин пластырем, который во всем мире носит его имя, но и создал оригинальную водоотливную систему, и герметические крышки на палубные люки, заложив тем самым основы непотопляемости корабля. За эту работу Макаров был произведён в лейтенанты – всего через полтора года после получения мичманского звания – небывалый случай для флота в мирное время.

model_ledokola_ermak_v_ekspozicii_mvo_konstantinovskaya_batareya.jpg


Модель ледокола Ермак в экспозиции МВК РГО "Константиновская батарея"

В 1876 г. Макарова переводят на Черноморский флот и назначают командиром военного парохода «Великий князь Константин». 12 апреля 1877 г. началась война с Турцией. 28 апреля 1877 г. «Константин» с четырьмя минными катерами на борту вышел из Севастополя и направился к Кавказскому побережью, где находилась турецкая эскадра. В этом походе Макаров впервые использовал против турецких кораблей минные катера, которые стали родоначальниками нового класса кораблей - миноносцев. Тогда же впервые были применены торпеды. Войну Макаров закончил капитаном II ранга, кавалером нескольких боевых орденов, в том числе - Святого Георгия IV степени, и золотого оружия «За храбрость».

В 1880 году Степан Осипович Макаров за океанографические исследования был награжден Малой золотой медалью Русского географического общества.

В 1881 году, командуя пароходом - стационаром «Тамань», С. О. Макаров успешно провел гидрологические работы в проливе Босфор и написал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», удостоенный премии Российской Академии наук.

17 сентября 1885 г. Макаров назначается командиром корвета «Витязь» и 24 мая 1886 уходит с ним в кругосветное плавание. За три года Макаров вместе с экипажем проводит в Тихом океане обширные и многочисленные научные исследования, опубликовав затем двухтомный труд «Витязь» и Тихий океан», получивший высокую оценку в научных кругах и вошедший в золотой фонд мировой морской науки. Когда в 1889 г. Макаров вернулся из кругосветного плавания на корвете «Витязь», его заслуги уже нашли признание со стороны российских ученых. Академия наук отметила его Макарьевской премией (1887 г.) за исследования вод Средиземного моря и Тихого океана, а Русское географическое общество наградило Большой золотой медалью (1895 г.).

yug_1669.jpg


Часть экспозиции в МВК РГО "Константиновская батарея", фото: Ю.Югансон

В 1896 г. Макаров был произведён в вице-адмиралы и командовал эскадрой на Балтике. Он выдвинул идею исследования Арктики при помощи ледоколов. На построенном по его проекту ледоколе «Ермак» Макаров совершил несколько рейсов, в частности в 1901 г. дважды подходил к берегам Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

С 1899 г. – главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта. В начале Русско-японской войны в феврале 1904 г. был назначен командующим флотом в Тихом океане, руководил действиями флота по обороне Порт-Артура. 31 марта (13 апреля) 1904 г. погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине у Порт-Артура.

В Кронштадте и Николаеве адмиралу С.О. Макарову установлены памятники. В Севастополе одна из улиц Корабельной стороны носит его имя. Так же его именем назван фрегат Черноморского флота, в 2023 году получивший именование «гвардейский».

В Музейно-выставочном комплексе РГО «Константиновская батарея» выставлена экспозиция, посвящённая вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову.