Столетнее кораблекрушение на Оке исследовали представители Тульского областного отделения РГО

Фото Игоря Бодрова

Члены Тульского областного отделения РГО и представители из яхт-клуба «Юнга» в конце января 2019 года исследовали затонувшее судно в Оке. Впервые это судно, благодаря помощи алексинских рыбаков, удалось увидеть и сфотографировать летом 2019 года. От рыбаков и поступила информация про «старинный деревянный корабль», о котором они сами знали уже 30 лет. Раньше это судно, по их словам, было абсолютно целым и полностью находилось под водой. В связи с падением уровня воды в Оке остатки судна теперь частично выдаются над поверхностью реки и постепенно разрушаются.

В сентябре, в ходе нового выезда, были проведены измерения судна. Длина сохранившейся части его корпуса оказалась весьма внушительной – 40 метров! Обнаруженное в Оке судно представляет собой типичную плоскодонную барку для перевозки различных грузов (в основном насыпных) и имеет очень простую конструкцию и форму.

Фото: Олег Золотарев


Фото: Олег Золотарев

В итоге, 5 января, проехать к реке удалось только двум внедорожникам со снаряжением, а для участников состоялась небольшая пешая прогулка. Льда на реке, как мы и предполагали, не было даже у берега, а вода оказалась достаточно прозрачной. Благодаря этому Роман Дюдин из клуба «Нептун» сумел осмотреть остатки судна под водой и оценить его неплохую сохранность. Уцелела практически вся днищевая часть корпуса и правый (условно) борт у самого берега. Верхние части шпангоутов левого борта, по всей видимости, были снесены льдом и вешними водами. Ширина остатков корпуса составляет не менее восьми метров, а в целом сохранилось около двух третей от него.

andrianov_6.jpg

Фото: Павел Андрианов
Фото: Павел Андрианов

Подъехавшие на берег чуть позже нас местные рыбаки были очень удивлены неожиданным оживлением на берегу. Увидев аквалангиста, поинтересовались – не случилось ли чего? Узнав, что мы осматриваем затонувшее судно, один из них рассказал любопытную историю.

Его дедушка в возрасте десяти лет наблюдал, как на эту барку грузили камень-известняк, добываемый здесь же в карьере на высоком берегу. Камень увозили вниз по реке, якобы в Москву. При одной из погрузок что-то пошло не так – камня пересыпали на один борт, барка накренилась и затонула. При этом «сарайчик» – каюта кормчего, располагавшаяся на короткой палубе в корме – свалилась в воду и уплыла. По подсчетам, исходя из возраста дедушки выходило так, что барка затонула где-то в начале 20-х годов прошлого века. Поскольку подобные суда могли служить от 8 до 40 лет, построена она могла быть задолго до своей гибели. Поэтому пока с определенной уверенностью можно утверждать – возраст данного судна около ста лет или чуть больше.

Фото: Павел Андрианов


Фото: Павел Андрианов

Эксперты утверждают – на реке Оке, сравнительно недалеко от Тулы, остатки кораблекрушения деревянного судна начала XX века. Само судно построено по образцу и подобию речных судов, ходивших по Оке и ее притокам с XVIII и вплоть до первой половины XX века. И сохранилось оно, как это не парадоксально, именно благодаря крушению. Все остальные подобные суда, отслужив свой срок, были разобраны на дрова и стройматериалы. По всей видимости остатки данного судна – уникальный памятник русского деревянного судостроения конца XIX – начала XX века на средней Оке. Исследования истории данного судна планируется продолжить.


Председатель Тульского областного отделения РГО
Олег Золотарев