Структура и функционирование ООПТ в современной интерпретации федерального закона об ООПТ

В.В. Онищенко, Б.Н. Тамбиев, Ф.М. Узденова

Карачаево - Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.

Отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» в Карачаево-Черкесской республике

Аннотация. Усиливающиеся нагрузки на горные территории со стороны управленческих структур, реформирующих Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях, привели к решению о преобразовании государственных природных биосферных заповедников РФ (в частности Тебердинского государственного природного биосферного заповедника (ТГПБЗ) в национальные парки. Для Минприроды РФ значительно важнее ускоренно реализовать скандальные поправки в закон об ООПТ направленные на развал заповедной системы, чем восстанавливать утерянные позиции охраны и науки, сохранять уникальные природные территории Северного Кавказа. Авторы статьи приводят анализ трансформации ФЗ ООПТ ведущей  к уничтожению единственной в мире, уникальной заповедной системы.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории (ООПТ), заповедники, Северный Кавказ, уникальность, горные территории, Федеральный закон об ООПТ, редакция, охрана, наука, экопросвещение, заповедная система, деградация, анализ.

Уникальные природные ландшафты, разнообразный растительный и животный мир, объекты природного и культурного наследия, особенно легко ранимых горных территорий [1], послужили решающим фактором в создании единственной в Мире, уникальной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России.

Усилившийся в последние годы интерес к горным территориям приводит к вовлечению в хозяйственный оборот все больших ландшафтов и природных объектов и, как следствие – к ухудшению состояния природной среды этих районов, к необратимым геоэкологическим процессам, в значительной мере разрушающих природный баланс.        

Как известно, в пределах  ООПТ, в частности в заповедниках природная среда может сохраняться в естественном состоянии, а человеческая деятельность или полностью запрещена, или ограничена. Выделение оптимальных территорий для сохранения живой и неживой природы и в настоящее время представляет собой весьма актуальную проблему. В наиболее общем виде решение этих проблем освещено в работе Н,Ф. Реймерса и Ф.Р. Штильмарка [1978]. В качестве критериев отнесения определенных территорий к особо охраняемым авторы называют: уникальность, представленность, типичность, создание условий для жизни редких видов живых организмов, способность предоставлять рекреационные площади и оптимальная соизмеримость

Учитывая многообразие природных, исторических, культурно-этнических и археологических условий, в Северо-Кавказском регионе созданы различные категории ООПТ, различающиеся по статусу структуре и назначению. Особый интерес представляют государственные природные заповедники, деятельность которых в последнее время подвергается «оголтелой» критике со стороны не только не компетентных структур, но и самого ведомственного управления (Министерства природных ресурсов РФ) в подчинении которого находятся государственные природные заповедники (в том числе биосферные):

Кавказский Государственный природный биосферный заповедник -  является самым крупным горно–лесным заповедником Европы и одним из старейших заповедников России.

Кавказский заповедник является природоохранным, научно-исследовательским, эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, типичных и уникальных геологических образований и экологических систем Западного Кавказа.

Сам факт существования Кавказского заповедника способствует нормальному функционированию крупнейшего и лучшего отечественного курорта - Сочи. Лесные массивы заповедника - это легкие курорта, дающие целебный горный воздух, а чистые горные реки, истоки которых находятся на заповедной территории, - основа водоснабжения не только Сочи, но и множества населенных пунктов Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики.

Кавказский заповедник является основной частью, ядром, территории Всемирного природного наследия ЮНЕСКО (номинация «Западный Кавказ») (Сертификат Всемирного природного наследия ЮНЕСКО от 4 декабря 1999 г.)

По периметру заповедника по территории Краснодарского Края проходит километровая охранная зона, на которой действует режим особой охраны.

Тебердинский государственный природный биосферный заповедник - расположен в границах Главного Кавказского хребта, в 40 км. от Кавказского государственного биосферного заповедника. В Тебердинском заповеднике значительно больше доля высокогорных биотопов и участков современного оледенения. Это типичная горная местность, где 83 % территории находится на высоте свыше 2 тыс. метров над уровнем моря. В заповеднике известно более 100 ледников, составляющих 10% от всей его территории. Природный комплекс представляет собой полный взаимосвязанный экологический ряд высокогорных экосистем от сосновых и темнохвойных лесов до альпийских пустошей с речными долинами и высокогорными озерами. Это - целостная природоохранная территория, большая часть которой не подвергалась человеческому воздействию. В связи с этим она, является не только местом распространения находящихся под угрозой исчезновения, редких, эндемичных и реликтовых видов растений и животных, но и представляет собой естественную и не модифицированную среду обитания наиболее уязвимых крупных млекопитающих, как например, кавказский зубр, кавказский благородный олень, западнокавказский тур, кавказская серна, волк, кавказский медведь и др.

Заповедник учрежден для сохранения и изучения уникальных высокогорных природных комплексов Северо-Западного Кавказа.

Площадь биосферного полигона – 27277,6 га

Участок хребта, расположенный на территории Тебердинского заповедника, имеет протяженность 42,5 км. и покрыт не только ледниками, но и вечными снегами. Территория заповедника включает более 150 озер ледникового происхождения.

С 1997 г. заповедник входит во Всемирную сеть биосферных резерватов. Территория заповедника отнесена к одноименной ключевой орнитологической территории международного значения как место высокой концентрации редких видов хищных птиц.

Дагестанский государственный природный заповедник - образован в 1987 г. для сохранения и изучения типичных и уникальных природных комплексов акватории и прибрежной части Кизлярского залива Каспийского моря. Занимает одно из ведущих мест среди российских заповедников по количеству обитаемых на его территории животных (более 60 видов), занесенных в Красную книгу России. На территории заповедника находится уникальный памятник природы комплексный эоловый массив Сарыкум — самый крупный в Евразии. Заповедник практически полностью входит в состав ключевой орнитологической территории международного значения «Кизлярский залив» как место обитания многих редких и исчезающих видов птиц. Через его территорию, вдоль западного побережья Каспия, проходит один из главных пролетных путей водоплавающих птиц.

Заповедник «Дагестанский» - самый богатый в России по разнообразию птиц и их местообитаний. В состав заповедника и подведомственных ему заказников вошли 6 ключевых орнитологических территорий (КОТР) международного значения. Всего на них встречается более 300 видов птиц, из которых более 50 видов занесены в Красные книги России и Дагестана.

Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник - образован для сохранения и изучения высокогорных природных комплексов северной части Центрального Кавказа.

Заповедник является единственным высокогорным заповедником Европы. В заповеднике находятся основные вершины Северного Кавказа, средняя высота которых составляет 3910м, здесь сосредоточена половина всех ледников, среди которых все самые крупные, количество которых составляет 152, а их общая площадь 290 км2. Крупнейшими ледниками Кавказа и Европы являются: Безенги, Дых-Тау, Цаннер, Шаурту, Къыш-кара. Толщина этих ледников в средних частях достигает 300-350 м. Ледник Безенги является крупнейшим ледником Кавказа и Европы, длина его составляет 17,6 км, площадь 36,2км2. В народе его называют ледяной король Кавказа.

На территории заповедника находятся все пятитысячники Северного Кавказа кроме Эльбруса и Казбека (Къыш-Къара 5210м, Джангы-Тау 5049м, Къоштан-Тау 5152м, Дых-Тау 5204м, Пик Пушкина 5153м).         

Северо-Осетинский государственный природный заповедник - учрежден для сохранения и изучения природных комплексов северного макросклона Центрального Кавказа.    

Одна из древних традиций аланов, которая сохранилась до сих пор - строительство каменных погребальных башен, своеобразных «городов мертвых», которые почитаются, как святыни. Самый крупный из них насчитывает почти сотню таких башен. За годы исследований тут было обнаружено более трех тысяч предметов. Необычная форма склепа в виде башни, скорее всего, дань героической традиции: аланы были воинами и оставались ими даже после смерти.

На территории заповедника расположена вторая по величине в Северной Осетии карстовая пещера - Шуби-Ныхасская. Залы и коридоры пещеры покрыты причудливыми натеками, сталактитами и сталагмитами. В ней обитают ставшие повсеместно редкими занесенные в Красную книгу России летучие мыши.

Заповедник расположен на северных макросклонах Большого Кавказского хребта и на Боковом хребте, в бассейне левых притоков р. Терека – Ардона и Фиагдона.

Государственный природный заповедник Эрзи - учрежден для сохранения и изучения типичных и уникальных горных природных комплексов юго-восточной части Республики Ингушетия

Заповедник расположен в горах Северного Кавказа на территории Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия. Территория граничит с Чеченской Республикой, Республикой Северная Осетия – Алания, по Главному Кавказскому хребту  - с  Республикой Грузия.

Общая площадь заповедника: 69366.00 га., площадь охранной зоны: 35292.00 га

С учетом особой научной эстетической и познавательной ценности среди ландшафтов данной территории выделены следующие уникальные природные объекты для массового посещения:

Ущелье у бывшего с. Фуртоуг с водопадом и посадками грецкого ореха;

Ольгетинское ущелье с горными широколиственными лесами; Троговая долина в ущелье Амалчоч; Шоанский ледник с истоками реки Армхи; Участок высокогорный сухой степи у с. Лежги; Лесной массив вдоль Тетрис-Цхали над бывшим с. Хамхи; Лесной массив у бывшего села Таргим и вдоль Тхабахро; Ущелье реки Нельх; Облепиховая роща в Таргимской котловине.

Гребень Скалистого хребта от г. Хахалги до ущелья реки Ассы (место произрастания эндемика Ингушетии - лапчатки ингушской); Участок буково-грабового леса по правому борту ущелья реки Ассы с подлеском из черники кавказской.

На территории заповедника размещаются четыре памятника природы республиканского значения:

Наибольшее скопление памятников расположено в северной части, располагаясь полосой 5-6 км и южнее Скалистого хребта от аула Эрзи на западе до поселений Цори и Осаг на востоке.

Представленность государственных природных (биосферных) заповедников Северо-Кавказского региона вполне соответствует важнейшим эколого-географическим критериям [3] категории «ЗАПОВЕДНИКИ», а именно:

  • уникальность,
  • представленность (репрезентативность, типичность),
  • размерность,
  • взаимосвязанность,
  • реликтовость и эндемизм,
  • социально-экологическая значимость

«Государственные природные заповедники» в формулировке ФЗ  от 14 марта 1995 года № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Принят Государственной думой 15 февраля 1995 года [4], «являются природоохранными, научно-исследовательскими и  эколого- просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем». Выполняя эти функции многие заповедники, выживая и адаптируясь в разных социально-экономических условиях, даже в военное время, сохраняли свой статус и целостность. Тем не менее, в постперестроечный период, когда был издан Федеральный закон об ООПТ [4], начались бесконечные его корректировки, правки, редактирование и т.д. Инициаторами манипуляций ФЗ об ООПТ, как правило. являются управленческие структуры в ведомстве которых находятся заповедники. Не постоянство содержания Статей ФЗ об ООПТ постепенно превращало заповедники в вотчины московских руководителей. Нищенское существование охраны, не конкурирующая научная деятельность, несогласованность единоличных руководителей заповедников  с коллективами на местах постепенно приводит к деградации некогда уникальной и единственной в мире заповедной системы государства Российского. Эколого-просветительские отделы заповедников, сформированные после выхода ФЗ об ООПТ, изначально ориентированы на развитие «экологического туризма» в государственных природных заповедниках. Только каковы отличительные черты «экологического туризма» от классического туризма на территориях природных заповедников не вполне понятно. Возникают разногласия с туристическими организациями. Не редко имеют место абсурдные ситуации. Например, нахождение туристов в  заповеднике проникших из сопредельных территорий расценивается как нарушение заповедного режима, тут же заплатив деньги непосредственно госинспектору, дальнейшее пребывание в заповеднике для этих туристов уже считается узаконенным.

Последние шаги, предпринятые Министерством природных ресурсов РФ, ярко свидетельствуют об устремлениях ведомственных чиновников взявших курс на развал заповедной системы. Принятые в конце 2013 года поправки в ФЗ об ООПТ предусматривают преобразование государственных заповедников в национальные парки. В число заповедников, в первую очередь намеченных к изменению статуса включен и Тебердинский государственный природный биосферный (ТГПБЗ), с почти восьмидесятилетним стажем. Основанием для принятия этого решения послужило якобы наличие в составе заповедника 102 га рекреационной территории известного горного курорта Домбай. В действительности, с согласованием Минприроды РФ пос. Домбай с прилегающей к нему рекреационной территорией площадью 102 га. давно, более 10-и лет назад выведены из состава заповедника, переданы в муниципальное управление и реализованы в частный сектор пользования. Указанная площадь составляет менее 1% от общей площади заповедника. Возникает вопрос! Какие теневые интересы преследуются чиновниками манипулирующими деятельностью ТГПБЗ?

Преобразование ТГБПЗ в национальный парк, согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 406 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ», принятые Государственной Думой 18 декабря 2013 года влекут за собой негативные последствия. В первую очередь узаконенную передачу земельных участков на особо охраняемых территориях в иные виды пользования.

         В отношении государственных природных заповедников в обозначенном Законе, ст. 11 п. 2 сформулировано:

         2. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются Федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении национальных парков, ст. 16 – Управление национальными парками п. 2 изложен в другой редакции:

         2. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В границах национальных парков так же могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.

В законе не присутствует четкой формулировки, - о каких земельных участках, и каких, так называемых иных собственниках и пользователях идет речь. Именно это существенное дополнение дает возможность двоякой трактовки Закона, ибо не совсем ясно о каком количестве участков идет речь, каково может быть их использование. Это дает небывалые возможности для постепенного захвата особо охраняемых земельных участков, вопрос только времени. Бессистемное, не контролируемое использование заповедной территории, в случае ее преобразования, нанесет непоправимый ущерб природному резервату, эндемичной и богатейшей флоре и фауне Северного Кавказа.

Для Минприроды значительно важнее реализовать скандальные поправки в закон об ООПТ направленные на развал заповедной системы, чем восстанавливать утерянные позиции охраны и науки, сохранять уникальные природные территории.

Проанализировав складывающуюся ситуацию во взаимоотношениях чиновников влияющих на федеральное законодательство, с Тебердинским государственным природном биосферном заповедником,  считаем действия Министерства природных ресурсов и экологии РФ о преобразовании ТГБПЗ в национальный парк [6], преждевременными и не обоснованными. Эту позицию разделяют: научная общественность, население Карачаево-Черкесской Республики, Русское географическое общество. Сдерживающими факторами столь не продуманных решений в первую очередь следует считать:

  1. ТГБПЗ является неотъемлемой территорией единой мировой системы глобального мониторинга состояния окружающей среды, по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ).
  2. Имеет Диплом Совета Европы, как природный резерват в структуре Европейской системы особо охраняемых природных территорий, соответствующий природоохранным требованиям Европы.
  3. Природные комплексы Заповедника уникальны в географическом и биологическом разнообразии горных территорий, наличием множества редких и исчезающих видов растений и животных в едином эколого-генетическом пространстве [7].
  4. Заповедник, в его статусе -  успешное природоохранное, научно-исследовательское и эколого-просветительское учреждение, эффективно развивающее экологический туризм в условиях заповедного режима.
  5. Социально-экономическая ситуация вокруг заповедника, связанная с переходом к рыночным отношениям складывается не в пользу сохранения природной целостности. Об этом свидетельствуют множество примеров бесхозяйственного природопользования на сопредельных с Заповедником территориях. Статус заповедника позволяет сдерживать натиск на уязвимые горные территории, сохранять природный баланс, ледники и реки питающие гидрографическую сеть Юга России.

Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ, господин Р. Гизатулин отмечает, что сеть заповедников в РФ увеличивается за счет создания новых, Возникает вопрос! Что ждет новые заповедники на «руинах» старейших, заслуженных, которым посвятили жизнь несколько поколений выдающихся ученых, путешественников, натуралистов?

Причины преобразования ТГБПЗ в национальный парк, которые приведены в письме на сайте Министерства природных ресурсов и экологии РФ, а именно 102 га территории Домбайского туристско-экскурсионного комплекса соседствующего с заповедником и 700 тыс. ежегодно посещающих рекреационную зону заповедника не убедительны. До конца 80-х годов заповедник ежегодно посещало более миллиона туристов. В переходный период количество посетителей резко сократилось до 100 – 130 тыс. в год. В настоящее время, при активизации деятельности, прежде всего заповедника, количество посетителей возросло.

102 га соседней с заповедником территории Домбайского туристического и горнолыжного комплекса не могут отрицательно влиять на 187 964 га заповедной территории в сильно пересеченном горном рельефе.

Ст. 5 ФЗ ООПТ предусматривает «участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании ООПТ. Решение Минприроды РФ  о преобразовании Тебердинского государственного природного биосферного заповедника принято без общественного обсуждения.

Какие заповедники не угодные Минприроды РФ на очереди…? 

Литература

  1. Онищенко В.В., Дега Н.С. Принципы экологического подхода в управлении биоразнообразием // Материалы второй всероссийской научно-практической конференции. «Проблемы обеспечения экономического роста Юга России». Изд. САО РАН Нижний Архыз. Теберда, 2005. – С. 79-84
  2. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. – М.: Мысль, 1978. – 295 с.
  3. Рудский В.В. Природопользование в горных странах: (на примере Алтая и Саян). – Новосибирск: Наука, 2000. – 207 с.
  4. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Принят Государственной думой! 5 февраля 1995 года.
  5. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями).
  6. http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=132217
  7. http://unesco.ru/ru/?module=pages&action=view&id=160