Судьбу на карту: как в РГО сохранили наследие Юлия Шокальского

Заведующий Картографическим фондом РГО Егор Орлов демонстрирует посетителям Штаб-квартиры РГО в Санкт-Петербурге коллекцию старинных карт. Фото: Татьяна Николаева

Заведующий Картографическим фондом РГО Егор Орлов демонстрирует посетителям Штаб-квартиры РГО в Санкт-Петербурге коллекцию старинных карт. Фото: Татьяна Николаева

Судьбу на карту: как в РГО сохранили наследие Юлия Шокальского Судьбу на карту: как в РГО сохранили наследие Юлия Шокальского

Одним из выдающихся отечественных картографов был Юлий Шокальский, третий по счёту Председатель Русского географического общества с 1917 по 1931 год. Ещё при жизни он завещал Обществу свою огромную личную библиотеку. А уже в XXI веке специалисты РГО оцифровали и выложили в свободный доступ значительную её часть. Отдельный интерес представляет корпус картографических материалов. О них и пойдёт сегодня речь.

Заведующий Картографическим фондом РГО Егор Орлов говорит, что коллекция карт Юлия Михайловича дошла до нас практически в том виде, в котором была собрана. В 1947 году дочь учёного Зинаида Шокальская, выполняя волю своего отца, передала его библиотеку в Русское географическое общество. Общее число оцифрованных на сей момент карт и атласов из коллекции Юлия Михайловича составляет около 2 тыс. Их можно увидеть в Электронной библиотеке РГО в хорошем разрешении и совершенно бесплатно.

Юлий Шокальский, 1933 год. Фото: Научный архив РГО

Юлий Шокальский, 1933 год. Фото: Научный архив РГО

— Помимо приобретённых карт и атласов в коллекции Ю. М. Шокальского присутствуют материалы, созданные им самим, — говорит Егор Орлов. — К примеру, эскизные варианты тех карт, которые позже были изданы и получили широкое хождение.

Юлий Михайлович был географом, гидрографом, океанографом и замечательным картографом. Многие карты, выходившие в первой половине ХХ века в России и Советском Союзе, изданы под его научным руководством.

Очень популярным в начале прошлого века стал "Большой всемирный настольный атлас Маркса". Это фундаментальный труд, включавший, помимо детализированных карт, обширные научные статьи о географии, климатологии, биологии, экологии. Работу над атласом по инициативе издателя Адольфа Маркса начал русский географ и антрополог Эдуард Петри, а после его смерти научное руководство работой перешло к Юлию Шокальскому. Позднее вышло несколько дополненных изданий атласа, к которым третий Председатель РГО имел самое непосредственное отношение.

Обложка атласа Маркса, хранящегося в фондах РГО. Фото: Геопортал РГО

Обложка атласа Маркса, хранящегося в фондах РГО. Фото: Геопортал РГО

Редакторская работа очевидно отражена в коллекции. Это, к примеру, листы из атласа, где собственной рукой Юлий Михайлович указывает, что необходимо исправить, что дополнить, а что и убрать вовсе.

— Мы находим многие страницы исписанных листов первых изданий атласа. Изображения карт и их поля покрыты пометами, сделанными карандашом и пером, — свидетельствует Егор Орлов.

Большинство из этих замечаний учтены в последующих изданиях атласа. Кстати, первое издание 1905 года хранится в Картографическом фонде РГО, а с его цифровым вариантом можно ознакомиться на нашем Геопортале.

Юлий Шокальский редактировал и сам составил немало других географических карт, в том числе учебных. Также он собственноручно создал или уточнил множество карт. В собрании РГО есть такие рукописные листы.

— Они описывают в основном территории севера, северо-запада и юга России: полярные области и Арктика, бассейны рек Русского Севера и Урала, реки и озёра Олонецкой губернии, по большей части Ладожское озеро, глубины и рельеф дна Чёрного моря, — говорит Егор Орлов. — Кстати, благодаря полученным данным в результате работ экспедиции Шокальского, длившейся с 1923 по 1935 год, и созданным картам, оно стало одним из наиболее полно и всесторонне изученных морей мира.

Иногда поверх эскиза или макета будущей карты Юлий Михайлович наносил своё видение показанных территорий, описаний водных объектов. Скажем, зачёркнуты одни данные промеров глубины, береговых линий и нарисованы цветным карандашом другие. Из подписи мы понимаем, что это сделано на основании последних на тот момент данных.

Другой любопытный экземпляр, обнаруженный руководителем Картографического фонда РГО, — англоязычная карта Северного полярного круга. Уникальной её делает автограф знаменитого американского исследователя Арктики Роберта Пири. Считается, что именно он первым достиг Северного полюса. Так вот, на карте он собственноручно указал свой маршрут.

Фрагмент карты Арктики с маршрутом Р. Пири. Фото: Картографический фонд РГО

Фрагмент карты Арктики с маршрутом Р. Пири. Фото: Картографический фонд РГО

— Подчеркну, что авторство этого рисунка не догадка, а достоверный факт — сверху в правом углу карты есть надпись самого Шокальского: "На карте Р. Пири своею рукою показал путь к полюсу", — отмечает Егор Орлов.

В коллекции есть карты, описывающие маршруты путей различных гидрографических, этнографических и топографических экспедиций, начиная с конца XIX века и заканчивая 1930-ми годами.

— Подобного материала в принципе сохранилось мало. Возможно, у нас находятся в уникальном виде отчётные карты и материалы, — рассказывает Егор Орлов.

Ну и, разумеется, любые карты прошлого могут помочь нынешним исследователям. Например, увидеть, как с начала XX века изменялось описание ландшафтов территорий России или рельефов суши, дна океанов и морей, того или иного места. Особенно это интересно, учитывая климатические изменения.

— В картографических материалах коллекции отображены границы таяния ледников и режим паковых многолетних льдов в Северном Ледовитом океане, которые к настоящему моменту сильно изменились, — продолжает Его Орлов.

В каком-то смысле именно картография стала для Шокальского поводом расширить сферу своих научных интересов. Многолетняя работа над атласом Маркса способствовала тому.

Карта исследования Антарктики с пометками Ю. М. Шокальского. Фото: Картографический фонд РГО

Карта исследования Антарктики с пометками Ю. М. Шокальского. Фото: Картографический фонд РГО

— Характерна разноплановость научных интересов Шокальского, — рассказывает Егор Орлов. — В конце 1920-х — начале 1930-х Юлий Михайлович занимался подробным картографированием территории СССР, создавая различные типы карт. И в это же самое время собирал коллекцию карт, изучая территорию Америки и даже Африки.

Егор Орлов отмечает, что, поскольку карты и атласы из своей библиотеки Юлий Михайлович использовал в работе на протяжении многих лет, можно проследить развитие его интересов. Шокальский начинал как гидрограф. Но позже территориальный охват и спектр его научных интересов значительно расширились. От изучения озёр и рек северо-запада России он перешёл к морям, затем изучал океанское дно. Напомним, что его труд "Океанография" считается во всём мире классическим. А сам Шокальский ввёл в научный оборот понятие "Мировой океан", считая все моря и океаны частями единого целого. Учёного интересовали освоение и использование Северного морского пути и политическая география. Именно широта взгляда и энциклопедическая эрудированность, а также знание нескольких иностранных языков сделали Шокальского видной фигурой в мировой географической науке.

Рукописная батиметрическая карта Берингова моря, созданная Ю. М. Шокальским. Фото: Картографический фонд РГО

Рукописная батиметрическая карта Берингова моря, созданная Ю. М. Шокальским. Фото: Картографический фонд РГО

— Коллекция карт Юлия Шокальского ещё ждёт своего исследователя, — убеждён Егор Орлов. — Если задаться целью сделать полное её описание, можно выявить невоплощённые идеи выдающегося исследователя. Его эскизы, заметки, подчас обстоятельное научное комментирование и редактура карт — своего рода небольшие заделы, которые вполне могли бы реализоваться в нечто большее.

И ещё один важный аспект подчёркивает заведующий Картографическим фондом РГО. Материалы из коллекции Шокальского способны заполнить лакуны, которые присутствуют в собраниях других организаций.

— Некоторые карты 20-х — начала 30-х годов прошлого века частично или полностью утеряны, а у нас они сохранились. Иные — в единственном экземпляре, поскольку это рукописные материалы. В свою очередь, изданные материалы выпускались очень ограниченным тиражом, оттого сегодня их ценность возрастает, — резюмирует Егор Орлов.

Картографическая коллекция Юлия Шокальского — не единственная в фондах РГО, хотя и самая большая среди личных коллекций карт. К примеру, коллекция карт Владимира Обручева тоже весьма значительная, здесь также мы находим рукописные карты и пометки учёного. Она была оцифрована в 2022 году. Упоминания заслуживает и коллекция карт русского военного топографа XIX века Фёдора Шуберта.

Айвар Валеев

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка