Третий этап Суворовской экспедиции был реализован отрядом «Шестой легион» Родниковского муниципального района в составе 11 человек (8 подростков и 3 взрослых). Экспедиция проведена в период с 18 по 23 августа 2020 года на территории Приволжского, Фурмановского и Родниковского районов Ивановской области.
Цель экспедиции: обнаружение, исследование и фиксация фрагмента Большой Московской дороги (далее - БМД) на территории указанных районов.
Летом 2014 года отряд «Шестой легион» исследовал фрагмент БМД от Плеса до села Сараево Приволжского района. В 2019 году мы исследовали фрагмент тракта на отрезке село Порздни Лухского района – местечко Батыево Родникоского района.
В текущем году было принято решение вернуться к Сараеву и проследить первый фрагмент от села Сараево до села Острецово Родниковского района через следующие пункты: Сараево – Мелехово – Кузнечиха – Приволье – Игнатовское – Исаево – Каминский – Тезинка – Тушиха – Кощеево – Острецово. По личному опыту нам было известно, что через д.Тезинка (бывшее село Новинское) через с.Кощеево до Острецова прослеживается булыжная мостовая. Согласно же плану генерального межевания XVIII века, фрагмент тракта прослеживается от Игнатовского до Острецова в обход Кощеева. Наша задача, помимо основной, заключалась в том, чтобы понять: булыжная мостовая в Тезинке – это фрагмент тракта или его ответвление, замощенное местными жителями. Если это продукт работы местных жителей, то необходимо понять, кого именно: фабрикантов Скорыниных, державших текстильную фабрику в селе Горки (так ранее назывался Каминский), либо местные помещики Павловы, которые оказывали большое влияние на развитие местной инфраструктуры.[1] Не исключены иные варианты.
Стартовала экспедиция в с.Сараево 18 августа 2020 года. В первый день мы проследили тракт – БМД – до д. Михалево. В деревне не осталось постоянных жителей, но в два дома на все лето приезжают дачники. Деревня заинтересовала нас. Здесь родился Герой Советского Союза генерал Горбатов, сохранилась памятная стела. Сделав фото, отметив координаты мемориала, возложив цветы и почтив память нашего земляка, мы поставили лагерь и совершили рейд по окрестностям. Оказалось, что четко прослеживавшийся до Михалева тракт здесь совершенно теряется в зарослях. Беседы с местными жителями не добавили ясности, так как все они оказались дачниками и не знали толком здешних мест. Нашим ориентиром была деревня Кузнечиха, вернее, урочище, так как сама деревня перестала существовать более 60 лет назад.
Поиски пути в Кузнечиху продолжались два дня и были затруднены полным отсутствием проходимых участков. В результате, Кузнечиха была нами обнаружена[2], прослежены и сильно заросшие следы тракта. Но пройти из Кузнечихи к Приволью по намеченному нами маршруту мы не смогли: дорогу перегородили бурелом, заросли терновника и (самое неприятное и опасное в детской экспедиции!) – «джунгли» борщевика. Обход был невозможен – с одной стороны болото Мелкуша, с другой – заросли березняка и ивняка, испещренные кабаньими лежками. Было принято решение не рисковать и пройти по альтернативному пути через урочище Симониха вдоль реки Нозыга. На современной карте этот путь отмечен как проселочная дорога. По факту, здесь дороги нет, осталась лишь еле заметная колея в высокой траве.
Ночевки в Мелехове – это время борьбы с холодом. Особенно холодной выдалась вторая ночь в Мелехове, когда температура воздуха в лагере опустилась ниже нуля (свидетельство тому – лед в котле и иней на траве и палатках).
Поиски следов Кузнечихи привели нас на поляну, засеянную овсом. Кто мог засеять ее в чаще леса – непонятно. Возможно, это следы старого поля, давным-давно заросшего лесом.
Интересно, что на плане генерального межевания XVIII века этот путь также отмечен, но не как тракт, а как проселочная дорога. Чтобы добраться до него – ныне заросшего и забытого – нам пришлось преодолеть лишних 4 километра.
Мы прошли через урочище Гритьково (по словам местных жителей, одноименная деревня прекратила свое существование в 50-х годах прошлого века). Таким образом, мы вышли к Исаеву в обход Приволья. Со стороны Исаева на месте искомого тракта прослеживается колея в высокой траве, исследовать которую планируем в осенние каникулы, когда поляжет травостой. По пути в Гритьково произошла встреча с кабаном. Ветераны отряда вовремя почувствовали неприятный запах и характерные звуки, начали шуметь. Весь путь через заросли был пройден в сопровождении песен и звона посуды, несмотря на жаркую погоду, тяжелую ношу и труднопроходимую местность.
Третья ночевка экспедиции состоялась на берегу Нозыги ввиду моста между Исаевом и Каминским. По словам старожила здешних мест, Смирнова А.А., в нескольких сотнях метров от этого места раньше стояла мельница. Интересно, что недалеко расположены деревни Меленки и Мельниково. На плане генерального межевания XVIII века здесь также отмечена переправа. Напротив нашей стоянки, на левом берегу Нозыги, есть Солдатская поляна. Оказывается, в 60-е годы здесь проводились военные сборы. Сейчас поляны не видно из-за зарослей ивняка.
Четвертый день экспедиции – маршбросок Исаево - Кощеево. Оставив справа деревню Мельниково и форсировав по лавам Тезу, мы прошли через деревню Тезинка (бывшее село Новинское) по явно прослеживающейся булыжной мостовой. Мостовая проложена по дну оврага естественного происхождения (следы ледника). На выходе из оврага около ста лет назад стояла деревянная церковь, о чем рассказал нам уроженец этих мест отец Вадим (Смирнов). Путь от Тезинки к Кощееву – это путь по линии булыжной мостовой, ныне засыпанной гравием и используемой в качестве сухопутной связки с Кощеевым.
От Кощеева прослежена дорога на Острецово, обсаженная березами. Интересно, что следы такой посадки видны и в Тезинке. Это затрудняет решение вопроса о том, был ли данный отрезок фрагментом тракта, проложенным после публикации плана генерального межевания XVIII века, либо был замощен местными жителями. Точные выводы позволит сделать работа в архиве, запланированная также на осенние каникулы.
В Кощееве мы провели две последние ночи экспедиции. Это древнее село, в котором располагается храм во имя Казанской Божьей Матери, построенный местным разбогатевшим крестьянином Трофимом Лялиным и освященный в 1811 году. Служащий в храме отец Вадим провел нам небольшую экскурсию по храму и прихрамовому некрополю, отслужил молебен Николаю Чудотворцу – покровителю всех путников и исследователей.
Здесь мы устроили дневку, банные процедуры на месте старого брода через Тезу. Был также осуществлен марш-бросок в сторону Острецова, чтобы понять принадлежность фрагмента дороги. Вечером состоялась экскурсия на местное кладбище и встреча гостей: Волынкина О.В., директора МБОУ СШ №2 г.Родники Петровой Н.А., отца Вадима и местных жителей.
Ночевки в Кощееве – первые теплые ночи за все время экспедиции. Но и они были овеяны приключениями. Когда младшие уже спали и у костра сидели только ветераны экспедиции, вдруг из темноты послышался строгий голос: «Кто там? А ну, представьтесь!». Оказалось, нас посетил местный житель, охотник, прихожанин Кощеевской церкви Станислав. Храм несколько раз подвергался ограблению. Вот Станислав и решил проверить, что за люди встали лагерем поблизости от села. На следующую ночь, уже прояснив ситуацию, Станислав и завуч Каминской школы Елена Борисовна пришли к нам в гости и принесли детям гостинцы.
Последняя ночь экспедиции была посвящена традиционному обряду – Посвящению в легионеры. Ветераны отряда подготовили для новичков, выдержавших трудный путь, Тропу Испытаний. Туристский торт, сосиски на углях, арбуз – таково меню Отвальной (заключительного пира).
Утром, 23 августа (воскресенье), путешественники посетили службу в храме, некоторые приняли причастие (с разрешения родителей). После службы «крылья сложили палатки, их кончен полет». Третий этап Суворовской экспедиции был торжественно завершен. Ждем четвертый.
[1] Их влияние отразилось в самом названии села: Горки были известны как Горки Павловы в сравнении с расположенными в отдалении Горками Чириковыми, сохранившимися по сей день.
[2] Высокие ивы и заросли терновника – все, что напоминает теперь о существовании Кузнечихи.