head-bg-picture

Свой 70-летний юбилей Фёдор Конюхов встретит в открытом море

Фото из личного архива Фёдора Конюхова

Фото из личного архива Фёдора Конюхова

Свой 70-летний юбилей Фёдор Конюхов встретит в открытом море Свой 70-летний юбилей Фёдор Конюхов встретит в открытом море

В декабре 2021 года известный путешественник, действительный член Русского географического общества Фёдор Конюхов отправится в уникальную экспедицию. На катамаране NOVA на солнечной энергии он совершит первый в мире одиночный переход через Тихий океан. Презентация проекта состоялась 14 апреля в Москве.

Фёдор Конюхов в очередной раз бросил вызов морской стихии и человеческим возможностям. Ему предстоит преодолеть 9 тыс. морских миль (более 16 500 км) в режиме автономного плавания по Тихому океану от берегов Чили до Австралии. Российский путешественник проведёт в одиночестве в открытом океане более 100 дней, проходя в среднем до 3 тыс. морских миль в месяц.

Старт перехода из портового города Вальпараисо (Чили), который расположен на 35-м градусе южной широты, запланирован на декабрь 2021 года. "Ревущие сороковые широты" Южного Тихого океана требуют внимательного изучения прогнозов погоды и тщательного выбора стартового "окна", — рассказывает Фёдор Конюхов. — Необходимо дождаться обширного антициклона с солнечной погодой и умеренным ветром. Такие условия позволят безопасно отойти от побережья Южной Америки".

Примечательно, что 12 декабря путешественнику исполнится 70 лет, и свой юбилей Фёдор Конюхов встретит в открытом море.

Фото из личного архива Фёдора Конюхова

Фото из личного архива Фёдора Конюхова

Далее маршрут пройдёт в холодном и мощном течении Гумбольдта, несущем свои воды от берегов Антарктиды в сторону экватора. В течение нескольких недель плавание пройдёт вдоль Южной Америки. Выйдя на траверз города Лима (Перу), путешественник повернёт на запад и возьмёт курс на острова Французской Полинезии. Этот отрезок относительно спокойный: пассатные широты, попутные ветра. От Французской Полинезии шкиперу предстоит пройти через лабиринт островов, лежащих на пути в Австралию. Финиширует Фёдор Конюхов в порту Брисбен, административном центре штата Квинсленд.

Запастись достаточным количеством пресной воды для перехода длительностью до 100 дней невозможно, поэтому на борту установлен опреснитель морской воды, работающий на энергии солнца. Рацион путешественника состоит из нескольких типов сублимированного питания — лёгкого, калорийного, проверенного во многих экспедициях.

Свои впечатления от перехода Фёдор Конюхов запишет в видеодневнике. Кроме того, он проведёт экологический мониторинг океана на наличие пластиковых отходов в морской воде.

Катамаран оснастят специальной установкой проточного типа и комплектом сменных фильтров, позволяющих улавливать микрочастицы пластика размером от 200 мкм до 1,5 мм и более. Собранные образцы и видеоматериалы путешественник передаст для изучения и интерпретации научному партнёру экспедиции — Институту океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук.

Чертёж катамарана Nova. Изображение из личного архива Фёдора Конюхова

Чертёж катамарана Nova. Изображение из личного архива Фёдора Конюхова

Катамаран NOVA — маломерное двухкорпусное судно океанского класса длиной 11 и шириной 7 м, способное развить скорость до 5–7 узлов. Энергетическая силовая установка уникального судна является полностью электрической и не загрязняет океан и атмосферу. Гетероструктурные солнечные модули производства российской компании "Хевел" общей площадью 66 кв. м, установленные на палубе и боковых поверхностях поплавков, обеспечивают высокоэффективное аккумулирование прямого и рассеянного солнечного света с КПД до 22%. Система бортового накопителя энергии, состоящая из 26 литий-железо-фосфатных аккумуляторов и всего необходимого оборудования для преобразования, управления и хранения солнечной энергии, была разработана при поддержке компании Enel X, глобальной бизнес-линии итальянской группы Enel. Катамаран приводят в движение два электродвигателя максимальной мощностью до 3 кВт с приводами на полностью погружённые винты фиксированного шага.

Корпус катамарана водоизмещением 2,2 т изготовлен из российских композитных материалов на основе углеродного волокна производства компании Umatex. Такое решение позволяет снизить вес корпуса на 40% (по сравнению с аналогичными корпусами из стеклопластика или алюминия) и обеспечить преимущество в 20% по прочности.

Катамаран NOVA спроектирован известным британским дизайнером Филом Моррисоном, который ранее создал три вёсельные лодки для океанских переходов Фёдора Конюхова в Атлантике и Тихом океане. Расчётная штормоустойчивость — 8 баллов по шкале Бофорта, что обеспечивает практически неограниченный район плавания.

"Это первое морское судно океанского класса под российским флагом, которое может работать и в беспилотном режиме. Продолжительность автономного плавания достигает полугода, дальность — без ограничений. Современные технологии позволяют вести различные наблюдения, осуществлять фото- и видеосъёмку, забор проб воды и проводить измерения без участия человека. Благодаря этому NOVA может успешно функционировать даже в сложнейших природных условиях и зонах техногенных катастроф. Солнечную энергию мы будем использовать и при покорении воздушного океана в проекте "Альбатрос: беспосадочный полёт вокруг света", — подчёркивает Оскар Конюхов, руководитель Экспедиционного штаба.

Фото предоставлено штабом Фёдора Конюхова

Фото предоставлено штабом Фёдора Конюхова

После завершения океанской экспедиции катамаран пройдёт техническое обслуживание в Англии на верфи Rannoch Adventure, а затем уже в России продолжит научно-исследовательскую работу в акваториях морей. Благодаря использованию композитов корпус катамарана не имеет собственного магнитного поля и, соответственно, не оказывает негативного влияния на бортовое исследовательское оборудование. Катамарану NOVA под силу даже летний переход через Северный Ледовитый океан по Северному морскому пути.

Стоимость строительства катамарана NOVA составила около $500 тыс. Более половины указанной суммы Экспедиционному штабу Фёдора Конюхова предоставил генеральный партнёр — букмекерская компания "Лига Ставок".

Фёдор Конюхов — путешественник. Пилот свободного аэростата. Капитан дальнего плавания. Яхтенный капитан. Океанский гребец. Академик Российской академии художеств. Действительный член Русского географического общества. Совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику на парусных яхтах, совершил три океанских перехода на вёсельных лодках. Первый в мире человек, достигший пяти полюсов нашей планеты: Северного географического, Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты), мыса Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу "Семь вершин мира" — подняться на высочайшую вершину каждого континента. Награждён Золотой медалью Русского географического общества им. Миклухо-Маклая и Премией UNEP "GLOBAL 500" за вклад в защиту окружающей среды.