"Такмак" на Енисее

Уникальная копия исторического казачьего судна – на Енисее. Струг "Такмак" начинает новый сезон.

Он был спроектирован и построен руководителем проекта Денисом Рогозиным по образу казачьих деревянных лодок 13-18 веков, успешно прошел испытания на Абаканской протоке и Красноярском водохранилище в течение двух лет, и показал себя полностью пригодным для дальних походов с экипажем из восьми человек. Это парусно-гребное деревянное судно длиной 10 метров оснащено тремя парами весел и прямым парусом площадью 16 квадратных метров.

Автор проекта и капитан струга Денис Рогозин - доктор биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН, профессор Сибирского федерального университета.

Он говорит, для него "Такмак" — это любимое детище, с его помощью он может прикоснуться к истории родного края. Несколько веков назад именно на таких суднах, как "Такмак", русские казаки осваивали просторы Сибири.

"Наш проект приурочен к 400-летию города Енисейска, а также к проведению Всемирной Зимней Универсиады-2019 в Красноярске. Основание Енисейского острога отрядом казаков и служилых людей под руководством Петра Албычева и Черкаса Рукина в 1619 г. явилось важнейшим событием в истории освоения русскими Восточной Сибири. Именно г. Енисейск в первой половине ХVII века стал главным форпостом для продвижения русских в Восточную Сибирь", - отметил Денис Юрьевич.

Енисейскими казаками были основаны многие города и остроги к востоку от Енисея. Это такие города, как Красноярск, Иркутск, Якутск, Братск, а также другие остроги, сыгравшие важную историческую роль в присоединении Восточной Сибири и Дальнего Востока. Походы русских первопроходцев осуществлялись по рекам, при переходах между бассейнами рек легкие лодки перетаскивали по суше через волоки, а более крупные суда даже строили заново. 

В планах команды "Такмака" на 2018 год – участие в мероприятиях, связанных с Днем города Красноярска (в июне) и Днем города Енисейска (в августе).

"Этим летом хочется еще раз или два (больше просто нереально из-за занятости по работе) пройтись по Енисею до ближайших населенных пунктов (Есаулово, Атаманово и Предивинск). Это походы на два-четыре дня. Они необходимы для приобретения командой струга необходимого опыта (мы говорим – "нахаживания опыта"). Самое главное, что необходимо для большого похода до Дудинки, о котором я мечтаю – это команда. Все члены экипажа должны быть проверенными, понимать все маневры, быть тренированными гребцами и надежными людьми, - говорит Денис Рогозин, - нашим предкам приходилось нелегко при покорении водных просторов. "Необкатанного" человека в такие походы брать нельзя. Собрать семь-восемь крепких здоровых мужчин в одно время, тем более летом – очень непросто.  Технические проблемы, связанные с постройкой и эксплуатацией струга, представляются мне сейчас просто приятными хлопотами по сравнению с проблемой подбора полноценной команды для организации дальнего похода по Енисею. Но уверен — мы это сделаем".

Надежный партнер проекта "Такмак" — Красноярское краевое отделение Русского географического общества. Как говорит Денис Юрьевич, для реализации планов необходима активная поддержка красноярских меценатов.

 

"Мне очень хочется, чтобы реализовался проект РГО по созданию "Парка-музея освоения Севера" на острове Молокова в Красноярске. Там, на историческом месте, на берегу Енисея, мой струг пришелся бы очень кстати. Красноярцы смогли бы прикоснуться к истории и взойти на борт "Такмака", как это делали сотни лет назад наши предки. Разговоров о патриотизме много, но патриотизм требует конкретных действий. Надеюсь, мы движемся в правильном направлении", — сказал Денис Рогозин.