Государственный музей искусств Узбекистана. Скульптура женщины – Фанни Лир. Она же – Гетти Блэкфорд. Улыбается. Скажи ей при жизни, что её скульптуру через 135 лет после смерти будут рассматривать в Центральной Азии, за 10 305 км от родной Филадельфии... Что осталось на родине? Несколько фотографий, несколько статей, пара книг. А полновесную – в прямом смысле – память о ней сохранил на века только один человек – князь Романов Николай Константинович. На скульптуру, в ташкентском дворце стоявшую, цепочки вешал золотые, разговаривал как с живой… Стоило ли из-за такой прослыть вором, быть сосланным в Туркестан, стать изгоем в своём императорском семействе? У девочки-то до России знакомых было как блох на собаке – тут и Эдуард английский, из Гогенцоллернов представитель, Дюма-папа с Дюма-сыном захаживали…Наш тоже затесался… Почётный член Русского географического общества, умница, красавец, воин, исследователь, учёный и бизнесмен… Ну, у каждого Меджнуна своя Лейла… В своё время история этой связи прошумела сильно, и последствия для участников были печальными...
Сам дворец. Какой смысл подбирать слова – смотрите сами...На фронтоне две скульптуры любимых собак...
Николая Константиновича до сих пор в Узбекистане добром вспоминают, масса литературы – и о нём, и о Фаннюшке – интернет в помощь. Чинары вокруг дворца... Табличка подсказывает год, когда высаживали саженцы – 1883. А эта чинара не попала за ограду дворца, так и притулилась у здания конюшни – но явно одна из сестричек.
Ещё один образец туркестанского стиля – здание кадетского корпуса, освященное в 1901 году. Меняло назначение, много лет после революции здесь находился ташкентский медицинский институт. После того, как построили новый ТашМи, стало называться в народе Старым ТашМи. На территории находилось здание, где в 1954 году проходил курс лечения Солженицын А.С., вылечили Александра Исаевича, и жил он ещё долгие годы...
Фрагменты кирпичной кладки кадетского корпуса очень красивы, 120 лет прошло, а кирпич звенит от щелчка.
Откосы, арки, расшивка... А вокруг дают тень чинары и каштаны...
Небо голубое, температура переваливает за комфортные 35 градусов тепла по Цельсию – время-то к 11 утра подходит. Хватит истории. Не пора ли перекусить?
Самса тандырная с бараниной. Как много в этом простом предложении слилось для сердца русского... и для узбекского…и для…Кратко – это межнациональное молчание, наслаждение и поглощение. Подробнее – тесто слоёное, обязательное условие – в каждой самсушке должен быть кусочек курдюка и кусочек мяса на рёбрышке. Добрый такой кусочек. Вес одной 400-450 грамм, стоимость – 100 российских рублей. Способ употребления – откусить горячий уголок, запрокинуть голову и выпить сок, уничтожить оставшуюся часть. Запить зелёным чаем из пиалушки...
Нюансы – самса такого качества – это не поточное производство, надо знать место где она готовиться... Начинка и тесто готовятся рано, поэтому первая партия самсы подходит часам к 11 утра. Разбирается быстро. В зависимости от размера тандыра закладывается определённое количество. Сырое тесто прилипает к раскалённым стенкам...
Время готовки – от 30 до 40 минут. Степень готовности определяет повар. Обычно делают две закладки на один розжиг тандыра. Как правило, клиенты постоянные. Если будешь много болтать: "Там такая самса! Пока ел – пальцы себе чуть не пооткусывал!" – велика вероятность, что однажды тебе этой самсы не достанется, разберут до тебя. Кушать лучше на месте, как правило, рядом с тандыром найдётся навес и столик со стулом. Обслуживающий персонал принесёт заказ, улыбнётся…Всё принесёт – и самсу, и чай – хочешь – зелёный, хочешь – чёрный, хочешь – белый…Граммов 200 в чайничке.
Тандыр. Великое изобретение узбекского народа. Не знаю, внесён ли он в список наследия ЮНЕСКО, но явно заслуживает. Главное в тандыре – его сердцевина, это смесь глины с шерстью или паклей. Толщина сердцевины всего 3-4 сантиметра. Мастер придаёт форму, изделие сохнет, затем отвозится заказчику. Устанавливается на постоянный фундамент или на переносную тележку, затем для сохранения самой хрупкой сердцевины и для более длительного сохранения тепла обкладывают кирпичом, переносной обшивают железом, украшают. Думаете – всё? Нет. Начинается обжиг, который длится сутки, шерсть или пакля выгорает, образуются микропустоты, и только тогда получается тандыр.
Ташкент XXI века – современный город, а хочется восточной экзотики… А она – девушка стеснительная, прячется от глаз любопытствующих. На окраине шумного и людного базара, не в продуктовых рядах, а где-то подальше, если повезёт… Да и с какой стороны посмотреть – кому экзотика, а кому – обычная и будничная работа.
Ассортимент не очень большой – жир собачий, волчий, медвежий. Мумиё, амулетики из волчьих когтей, клыков. Шкуры, бусы, корешки какие-то… Пиалушка чая, протянутая из уважения любопытному… Зелёного, зелёного… Всё буднично. Только вот через полгода посмотришь на эти фотографии – зимой начнёшь рассказывать друзьям, подругам – и мелькнёт мысль: А это ведь я там был! Я это видел всё своими глазами!
И почувствуешь, как по волосам как будто кто-то тёплой ладошкой провёл…То ли экзотика…То ли сама Фанни…
Автор: член Московского городского отделения РГО Сорокин Сергей Анатольевич