Тайна озера Смертное: под Псковом нашли истребитель времён войны

Тайна озера Смертное: под Псковом нашли истребитель времён войны Тайна озера Смертное: под Псковом нашли истребитель времён войны

Советский истребитель времён Великой Отечественной войны обнаружила в озере Смертное в Псковской области совместная экспедиция Русского географического общества, Экспедиционного центра Министерства обороны России и местных поисковых отрядов. Среди фрагментов боевой машины найдены останки пилота, личность которого ещё предстоит установить. В подъёме самолёта со дна водоёма неоценимую помощь оказала команда водолазов аварийно-спасательной службы Тверской области.

По словам специалиста Экспедиционного центра Минобороны Анатолия Калемберга, найденный самолёт — ударный истребитель Як-9Т. Об этом говорят усиленное вооружение и детали конструкции.

На этом самолёте стоит 37-миллиметровая пушка. Это очень мощное вооружение. Всех поразили размеры найденных снарядов к ней, — отметил Калемберг, добавив, что подобных самолётов в годы войны выпускалось не так много. Это был истребитель, предназначенный одновременно для воздушного боя и атак наземных целей.

У них были свои плюсы и минусы, но пушка была мощная, — подчеркнул он.

Поисковые работы на озере Смертное. Фото: Дарья Шатова

Поисковые работы на озере Смертное. Фото: Дарья Шатова

Як-9Т был ударной модификацией советского одномоторного истребителя-бомбардировщика Як-9 — самого массового истребителя Великой Отечественной войны. Базовая модель, разработанная конструкторским бюро под управлением Александра Яковлева, производилась с октября 1942 по декабрь 1948 года (всего построено 16 769 самолётов).

Як-9Т получил в дополнение более мощный силовой каркас фюзеляжа и серьёзное пушечное вооружение. Также из-за мощных пушек кабина лётчика была сдвинута назад на 400 миллиметров. Серийно Як-9Т выпускали с марта 1943 по июнь 1945 года (всего сделано 2748 самолётов). Ударный истребитель попал на фронт в начале 1943 года и успешно применялся для борьбы с истребителями и бомбардировщиками противника. Среди лётного состава Як-9Т пользовался большой популярностью и высоко ценился из-за мощного оружия и хороших лётных данных.

Всё это ещё предстоит идентифицировать. Фото: Дарья Шатова

Всё это ещё предстоит идентифицировать. Фото: Дарья Шатова

Судя по радиусу разброса деталей, истребитель совершил жёсткую посадку на воду озера Смертное. Кроме авиационного орудия экспедиция обнаружила фрагменты корпуса, двигатель, ручки управления, сухой паёк лётчика — американские мясные консервы, которые поставлялись по ленд-лизу, и многое другое. Но самой главной находкой стали останки пилота: практически полный скелет, а также погоны младшего лейтенанта, ремень, свитер и подшлемник.

Мы собрали скелет практически полностью. Это удивительная история. Видимо, хорошо усилили корпус самолёта, он не рассыпался по всей округе. Все останки оказались в одном месте, — рассказал Калемберг.

Погон лётчика. Фото: Дарья Шатова

Погон лётчика. Фото: Дарья Шатова

По всей видимости, погибший младший лейтенант был совсем молодым. Об этом говорят останки лётчика.

Что самое обидное, всё есть даже карта, на которой что-то можно прочитать. Специалисты, скорее всего, соберут из фрагментов достаточно большой кусок. Но нет документов пилота. Подымали раньше самолёты с документами, а вот здесь их нет, — посетовал Калемберг.

Однако и без документов личность лётчика можно будет установить. В 1943 году, когда погиб этот младший лейтенант, учёт вёлся уже на должном уровне, отметил специалист Экспедиционного центра Минобороны. После экспертизы и всех необходимых процедур пройдёт почётное захоронение останков пилота.

Нам нужно будет обратиться в Центральный архив Министерства обороны России в Подольске и по номеру двигателя найти принадлежность самолёта. А там и пилота установим, — заверил Калемберг.

Множество фрагментов, поднятых со дна озера. Фото: Дарья Шатова

Множество фрагментов, поднятых со дна озера. Фото: Дарья Шатова

История поиска самолёта в озере Смертное весьма интересная и довольно запутанная.

Озеро Смертное находится в Новосокольническом районе у деревни Маево в Псковской области. Его площадь — 1,6 кв. км. Максимальная глубина — 4,6 м, средняя глубина — 2,8 м.

Во время работ к нам приплывали на лодках и подходили на берегу местные жители. Они спрашивали, зачем мы здесь что-то ищем, рассказывали, что лётчик при падении выпрыгнул, приезжал сюда после войны и показывал, где лежит истребитель, что хвост и крылья самолёта когда-то уже подняли на поверхность. В школьном музее деревни Маево даже якобы есть информация об этом, известна фамилия лётчика, который совершил тут вынужденную посадку, — рассказал Калемберг.

Однако найденные человеческие останки и двигатель, отброшенный на семь метров, опровергают возможность мягкой посадки и рассказы о выжившем лётчике. Устоявшуюся за долгие годы версию катастрофы у Смертного первыми поставили под сомнение поисковики из Пскова. Примерно восемь лет назад они предприняли попытку поднять фрагменты боевой машины со дна озера. И неожиданно нашли среди них человеческую ключицу.

Они определили, что там есть пилот. Александр Маркин из поискового объединения "След Пантеры" попросил оказать помощь. Дайверы такие вещи сделать не смогут. Помогли профессиональные тверские водолазы, которые давно с нами сотрудничают. Мы написали письмо их руководству от имени Экспедиционного центра Минобороны, нам пошли навстречу, — рассказал Анатолий Калемберг.

В таком мешке водолазы передают наверх находки. Фото: Дарья Шатова

В таком мешке водолазы передают наверх находки. Фото: Дарья Шатова

Работы по поиску и подъёму истребителя технически довольно сложны — водолазам приходилось искать фрагменты самолёта в условиях ограниченной видимости, фактически на ощупь. Они размывали грунт и руками вслепую собирали всё, что попадалось, в большой мешок, который затем поднимали на берег. Уже на суше содержимое этого мешка разбирали и идентифицировали. Если находили крупный предмет или части конструкции самолета, то в ход шла лебёдка. Несмотря на трудности, экспедиционные работы планируется завершить уже в ближайшие дни.

Сегодня подняли парашют, и удалось зацепить фал за пушку. Тяговое усилие серьёзное, понтон немного притопило. Но я надеюсь, что сегодня, может быть, завтра утром ребята смогут поднять двигатель и закончить, — добавил Анатолий Калемберг.

В экспедиции на озеро Смертное также участвуют представители поисковых отрядов "Поиск" и "Грифон" из города Новосокольники, "Поиск-97" из города Пыталово.

 

Александр Жирнов

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
05 марта 2024
Историю легендарного лыжного батальона рассказали на встрече в московской Штаб-квартире РГО
15-летние поиски стали настоящим историческим расследованием
Подробнее
14 сентября 2023
РГО выпустит уникальное пособие для организаторов экспедиций
Сборник практических советов будет доступен с 15 сентября
Подробнее
21 июля 2023
Правнучке героя Алсиба вручили памятный жетон из металла самолёта её прадеда
Подробнее
30 июня 2023
Загадки Долины царей: что планируют найти археологи в скифском кургане
Подробнее
09 мая 2023
Отнять у пучины "Персея": экспедиция Северного флота и РГО нашла судно-легенду
Подробнее
20 февраля 2023
Экспедиция РГО вывезла с Камчатки фрагменты трёх американских самолётов
Подробнее
18 января 2023
Поиск затонувших кораблей в Арктике: итоги второго сезона экспедиции "Помни войну"
Подробнее
17 ноября 2022
В Красноярске возложили цветы к братской могиле лётчиков-героев
Акция краевого отделения РГО посвящена юбилею трассы Алсиб
Подробнее
Показать еще Загрузка