Тайны амурских курганов вскрывают исследователи в Еврейской автономии

Исследователи. Фото: Сапогова Анна

Несколько лет назад жители Еврейской автономной области нашли на Забеловском острове артефакты и предположили, что под толщей земли может быть захоронение есаула казачьего войска Доминика Забелло, участника Крымской войны. В начале июня текущего года амурские археологи, члены регионального отделения Русского географического общества в ЕАО и казаки Среднеамурского казачьего окружного общества отправились на поиски захоронения и первых казачих пограничных постов на амурских островах.

dji_0013.jpg

Остров Забеловский. Фото: Волков Денис

whatsapp_image_2022-06-21_at_22.44.50.jpeg

Остров Забеловский. Фото: Волков Денис

Исследователи, изучавшие топонимы Еврейской автономной области, обратили внимание, что ряд населенных пунктов, водоемов и островов носят названия, не характерные для местного населения: река Забеловка, протоки Забеловские, озеро Забеловское, Забеловские острова. Они названы в честь Доминика Забелло – дворянина, есаула казачьего войска, участника Крымской войны. Не все знают, но на Дальнем Востоке тоже велись активные боевые действия, на побережье Тихого океана, – рассказал руководитель Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области Денис Волков. – Забелло со своим отрядом героически сражался в заливе Де-Кастри, отражая атаки английско-французской эскадры. После окончания войны казаки возвращались в Забайкалье, и путь пролегал вдоль Амура, где ранее они оставили посты со складами провианта, поскольку двигаться с большим грузом невозможно. Об этом свидетельствуют архивные данные, к которым, впрочем, нужно относиться критически. На обратном пути Забелло умер от тифа и был похоронен на острове в 12-и верстах от устья реки Сунгари ближе к российскому берегу. Позже остров получил имя есаула.

Эту версию и предстояло проверить амурским археологам совместно с членами РГО. Географически остров подходил под описание, и найденные ранее артефакты могли быть связаны с постами казаков. Разведочная экспедиция амурчан на Забеловский остров, организованная отделением Русского  географического общества в ЕАО, длилась неделю, но не дала ответов на вопросы, а только оставила еще больше загадок.

 

whatsapp_image_2022-06-21_at_22.50.21.jpeg

Совместные раскопки шурфа. Фото: Сапогова Анна

Трудности начались по прибытию в Еврейскую автономную область. Добраться к острову на машинах не получилось: вода в Амуре серьезно поднялась, пойма оказалась затопленной. В соседнем регионе Амур совсем не такой, каким видят его благовещенцы. Ширина реки там составляет несколько километров. На помощь пришли пограничники: бригада береговой охраны доставила археологов и энтузиастов к острову на катерах. Разбив лагерь, специалисты приступили к работе.

moza_20220611_085728.jpg

Ведутся раскопки. Фото: Волков Денис

Местность низкая, заболоченная, но на картах было отмечено несколько достаточно высоких мест - релок. На одной из них мы и начали исследование. И здесь появились первые загадки: на релке мы увидели холм высотой около четырех метров, состоящий сверху из скальника, - рассказал Денис Волков. – Нужно понимать, что релка намыта и сложена из песка, камней там быть не может. Возник вопрос: кто и зачем принес скальник?

Исследование периферии не принесло результатов – следов культурного слоя на острове нет. Тогда археологи взялись за курган. Практически сразу им попались металлические скобы с зазубринами и фрагментами краски, явно не строительные. Позже выяснилось, что именно такие скобы использовались в прошлом веке для укрепления стен в блиндажах. Вероятно, на этом месте во время Великой Отечественной войны или Даманского конфликта сооружались окопы, линия обороны шла по всем релкам.

Археологи разложили разведывательный шурф в одной из частей кургана. На глубине 70 сантиметров появились первые деревянные конструкции – сожженные и разрушенные.

img_20220612_072952.jpg

Сруб сооружения. Фото: Волков Денис

На глубине почти 2,5 метра исследователи обнаружили угол деревянного сруба из круглых бревен, скорее всего лиственных пород. Фиксированная высота сруба – 10 венцов, то есть 10 бревен. Способ крепления стыковых бревен оказался достаточно необычным, а для надежности они были забиты деревянными клиньями.

Несколько клиньев привезли из экспедиции и сейчас пытаются найти опытного плотника, который сможет сказать, какой народ и в какое время делал такие клинья. Больше ничего найти не удалось – археологи наткнулись на угол сруба, а искать артефакты нужно внутри строения. Но продолжать работы было слишком рискованно.

whatsapp_image_2022-06-21_at_23.22.23.jpeg

Клинья, использованные для крепления сооружения. Фото: Сапогова Анна

Мы попытались сделать врезку в сторону, но рыхлый песок начал осыпаться, а на глубине 2,5 метра это опасно, к тому же сверху лежат камни. Если бы кого-то придавило, мы бы даже не смогли быстро откопать человека, - говорит Денис Волков. – Пришлось приостановить работы и законсервировать раскоп.

Местные жители говорят: таких курганов в округе несколько. Возможно, они относятся к советскому периоду и не представляют никакого интереса для археологии. Но не исключено, что эхо событий двадцатого века лежит только в верхних слоях, а внизу скрыта совсем другая эпоха.

По одной из версий, на глубине 2,5 метра действительно спрятан казачий пост времен XIX века. Теоретически подходит: место высокое, укромное, поскольку находится со стороны протоки, защищено от волн и ветра и скрыто от противника. Но именно этот участок острова очень узкий, поставить лагерь было бы сложно.

Вторая гипотеза: исследователи нашли курган, погребальный памятник. Тоже вполне логично, ведь рядом вода, а именно с ней всегда связаны погребальные обряды. Опять же, укромное место. Но скальник выглядел достаточно свежим, не был занесен ни травой, ни песком, хотя остров каждый год уходит под воду. К тому же на Дальнем Востоке курганы земляные, каменные насыпи археологам не встречались никогда.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно продолжить раскопки. Дело непростое и затратное. По оценкам специалистов, масштабные исследования на территории площадью 11х17 метров займут около двух месяцев. При условии, что не подведет погода, а отряд будет состоять не менее чем из 30 человек. Возможно, работы будут возобновлены в следующем году, а пока дальнейшая судьба объекта под вопросом.

В Приамурье тоже есть такие «незакрытые» проекты. К примеру, городище даурского типа в районе села Сергеевка. Амурские археологи начали раскопки в прошлом году, но до сих пор непонятно, для чего было построено городище. 1 июля работы в Благовещенском районе продолжатся, к раскопкам присоединятся специалисты из Якутии и Новосибирска, студенты БГПУ.

"Археология всегда полна загадок, - подытожил Денис Волков. – Как мы говорим, вскрытие покажет".

Публикация подготовлена по материалам интервью с Д.П. Волковым и опубликованная в газете Телепорт 21.06.2022 г. (Амурская область).