Тайные знаки и древние символы: следы масонов в Ярославле

Тайные знаки и древние символы: следы масонов в Ярославле

Среди старинных зданий и улиц Ярославля можно найти множество загадок прошлого. Барельефы в виде циркулей, факелов и сдвоенных колонн. Сначала эти символы могут показаться обычными украшениями, но на самом деле у них куда более глубокий смысл. Всё это часть наследия масонов — тайного ордена вольных каменщиков.

При поддержке Ярославского областного отделения Русского географического общества «Яркуб» расскажет, какие послания зашифровали масоны на зданиях в нашем регионе. Вы удивитесь, но в этой истории встречаются хорошо знакомые всем имена и места.

История ярославского масонства

Первым ярославским масоном считают губернатора Алексея Мельгунова, назначенного на этот высокий пост Екатериной II. Под его началом в XVIII веке Ярославль расцвёл: провинциальный город становится настоящим губернским центром, который в чём-то даже может посоревноваться с Москвой и Петербургом.

Видимо, окрылённый идеями Просвещения действительный член ложи вольных каменщиков Мельгунов намерился не только перестроить город на столичный манер, чтобы тот соответствовал духу времени, но и воссоздать культурные идеалы эпохи. Губернатор, как и многие другие масонские деятели, направлял филантропические чувства в область детского воспитания.

В 1786 году Мельгунов открыл «Дом призрения ближнего», основанный на «правилах человеколюбия к общему добру из любви к ближнему». В здании, современный адрес которого — улица Кирова, 8/10, проживали и обучались дети-сироты.

Тогда Екатерина, соглашаясь на открытие Дома призрения, отправила ярославскому губернатору письмо со словами «отдалять всё колобродное, обманом или невежеством выдуманное». В чём же заключался истинный смысл этих строк, остаётся только догадываться.

В Совет Дома входили шесть человек. Вероятно, все они были членами местной масонской ложи. Учреждение выстроили на собранные пожертвования дворян и купцов, среди них — Урусовы, Салтыковы, Волконские, Мусин-Пушкины и ярославский род Затрапезновых.

800px-melgunov-ap-2.jpg


Портрет А. П. Мельгунова кисти Д. Г. Левицкого

При Мельгунове также открываются учебные заведения для дворянских детей и детей всех сословий (1786), первая частная типография (1784), выходит в свет первый в русской провинции журнал «Уединённый пошехонец».

Возникновение ярославской типографии связывают с московской «Типографической компанией», имеющей непосредственное отношение к масону Николаю Ивановичу Новикову. Основателями ярославского предприятия и первыми сотрудниками «Уединённого пошехонца» стали Н. Ф. Уваров, А. Н. Хомутов и Н. И. Коковцев — все они составляли ближайший круг единомышленников Мельгунова.

Можно сделать вывод, что деятельность масонов красной нитью пронизывала культурную и общественную жизнь губернии и двигала её вперёд. Купцы и дворяне соревновались в благотворительности, а люди науки и искусства старались развивать в провинции передовые мысли.

ya-p3.jpg


Дом призрения ближнего. Конец XIX века. Фото: «Яркипедия»

Разгром всех масонских лож в России случился совсем скоро — в 1822 году. Тогдашний губернатор Александр Безобразов получил от министра внутренних дел графа Кочубея подписанное государем Александром I требование закрыть все масонские ложи и другие тайные общества и впредь их не дозволять.

Поэт и публицист Леонид Трефолев в книге исторических очерков «Ярославская старина» писал, что первые «отречения» от масонства начались в Демидовском училище. Проректор учбеного заведения Степан Вилинский собрал с сотрудников подписи о неучастии в ложах. Вслед за «Демидовцами» отрёкся от масонства директор училищ Ярославской губернии и весь персонал Ярославской гимназии. Возможно, многие из них и не подозревали о существовании каких-либо тайных обществ, но всё же должны были письменно выразить своё отречение.

Свидетельства о деятельности масонов в Ярославле крайне обрывисты и скудны. До наших дней дошло не так много данных и исторических документов. Но след вольных каменщиков хорошо обнаруживаются в материальном наследии прошлых столетий — на фасадах старинных зданий.

Символы масонов в архитектуре Ярославля

Древо Сефирот

Во времена своего царствования Екатерина II задумала изменить городской ландшафт империи, чтобы улицы и здания подчинялись строгому порядку, логике и гармонии. Именно Мельгунов и следующий губернатор Михаил Голицын заложили в центре Ярославля ту планировку, которая сохраняется и по сей день. Считается, что при последнем в основу центра было положено древо сокровенного познания Сефирот.

Сефирот представляет собой модель мира в виде десяти фундаментальных сущностей, находящихся между собой в равновесии и взаимодействующих при помощи энергетических потоков.

Наложив матрицу Древа на карту, здания совпадут с «сефирами». Так, Дом призрения ближнего находится в «сефире» «Милосердие», Дом вице-губернатора (Нахимсона, 7) — в «Силе», а дворец Наместника, где ныне здание правительства области, — в «Гармониии».

Губернаторский дом на Волжской набережной совпадает с «Царством», храм Ильи Пророка — с «Основой». Однако далее не всё так очевидно и придётся «притянуть за уши» следующие точки, чтобы завершить Древо. Тогда роль «Мудрости» и «Разума» займут Власьевская (Знаменская) и Угличская башни, а «Короны» — Ротонда Гостиного двора, появившаяся как раз при Голицыне.

«Документов, подтверждающих или опровергающих эти догадки, не осталось. Однако сопоставление планировок других городов, усадеб членов этих тайных обществ, наводят на мысли о том, что и план Ярославля мыслился ими как символ, в котором каждая часть имеет своё особое значение. В основе этого плана лежит учение о древе Сефирот, символе мироздания. Для современного человека все это выглядит необычным, однако для человека XVIII–XIX столетий это был язык, понятный, особенно, людям посвящённым. „Прочитанное“ таким образом пространство позволяет взглянуть на привычную городскую среду Ярославля глазами человека эпохи Просвещения», — рассказывал ярославский историк и экскурсовод Вячеслав Лётин.

karta-sefirot.jpg


Схема исторического центра Ярославля с проекцией Древа Сефирот

Согласно легендам, знаменитое поместье в Карабихе, построенное князьями Голицыными, а впоследствии купленное поэтом Николаем Некрасовым, спроектировано по такому же принципу. Что примечательно, именно Михаил Голицын, получивший в наследство усадьбу, придал ей сохранившийся до наших дней облик.

Дом Кудасова

На Красном съезде, всего в нескольких метрах от Красной площади, стоит небольшой особняк, известный под названием «Дом Кудасова». Несмотря на свой небольшой размер, это здание постройки конца XVIII века — яркий образчик классицизма и признан объектом культурного наследия федерального значения.

На фасаде дома можно увидеть сразу несколько интересных символов: венок с лентами на фронтоне, факелы с гирляндами, колонны Боаз и Яхин и шестиконечную звезду — Соломонову печать… Эти украшения предположительно появились в первой четверти XIX века.

Боаз и Яхин — имена двух символических колонн, которые царь Соломон поставил перед главной дверью каббалистического храма. Масонская традиция трактует этот элемент как противодействие двух сил: Яхин отождествлялся со Столпом Милосердия в структуре Древа Жизни, Боаз — со Столпом Суровости. Колонны присутствовали в большинстве масонских лож, между ними кандидат проходил во время обряда посвящения.

5.jpg


«Дом Кудасова», Ярославль, Красный съезд, 4а. Фото: Яркуб

Под фронтоном на фризе «Дома Кудасова» тянется повторяющийся паттерн из Соломоновых печатей, также известных под названиями «щит Давида» или «пламенеющая звезда». У масонов шестиконечная фигура означала единство человека и всего мира, микрокосма и макрокосма.

6.jpg


«Дом Кудасова», Ярославль, Красный съезд, 4а. Фото: Яркуб

А под козырьком можно заметить три соединённых кольца — ещё один масонский символ, символизирующий три части человека — плоть, разум и душа. Кстати, подобный элемент вполне распространён в архитектуре, такие же находятся на «Доме Рожкова» на Республиканской, 38/22 и на более современном доме № 29 по улице Некрасова.

1.jpg


«Дом Кудасова», Красный съезд, 4а. Фото: Дмитрий Литашин для Яркуб

Храм Николы Пенского

Следующая точка — храм Николы Пенского на Малой Пролетарской, 59. На фасаде церкви находится, пожалуй, самый распространённый и узнаваемый масонский символ — Всевидящее око.

«Знак получил распространение благодаря масонству, которое вошло в моду у русского дворянства в XVIII веке. Со временем некоторая масонская символика была воспринята православием и переосмыслена. В частности, Лучезарная дельта стала Божьим оком, которое в конце того же столетия появляется сначала в росписи православных храмов, а потом и на фасадах <…> Любопытно, что прямо перед фасадом придела растут липы, кроны которых как будто специально скрывают Всевидящее око от лишних глаз», — пишут авторы книги «Ярославские детали».

11.jpg


Храм Николы Пенского. Фото: Яркуб

Спасский храм и усадьба Свечиных Волковых в селе Лютово

Далее мы переместимся чуть подальше от Ярославля — в село Лютово, что в нескольких километрах от Туношны.

Известно, что храм построили в 1842 году на средства помещика Дмитрия Михайловича Свечина, который в самом начале своей карьеры был принят в масонскую ложу. Автором архитектурного проекта являлся П. В. Стольник.

Вячеслав Лётин, исходя из принадлежности помещика к ложе вольных каменщиков, интерпретировал храмовую архитектуру. Так, краевед считает, что кубическая форма четверика основания церкви — знак земного мира и символ результата духовной работы, когда из «необработанного, неотёсанного камня» (ученика) был сформирован «обработанный камень» (подмастерье).

«В результате возможности прочтения лютовского храма как масонского текста композиция здания становится совершенной не только с точки зрения формы, но и безупречной с точки зрения воплощения идеи Духовного подъёма», — приходит к выводу автор.

А был ли масон?

Примечателен дом в центре города на Некрасова, 60. На нём расположены барельефы в виде циркуля-измерителя на чертёжном треугольнике. У вольных каменщиков циркуль символизирует всемирность ордена и вечность. Но масонский ли этот знак на самом деле? Вот что пишут об этом здании 1954 года постройки в книге «Ярославские детали»:

«В 1954 году дом по Некрасовской улице был сдан как первое общежитие Ярославского строительного техникума. Почти такой же знак есть и на здании самого учебного заведения на улице Чайковского, построенного спустя три года после общежития. Логично было бы предположить, что перед нами эмблема техникума. Между тем такая версия довольно сомнительна. Техникум относился в те годы к Министерству строительства предприятий машиностроения, такая специфика должна была найти отражение на эмблеме. В то же время барельеф очень похож на эмблему Ярославского областного отдела коммунального хозяйства»

2.jpg


Дом на Некрасова, 60. Фото: Яркуб

Похожую деталь можно найти на Демидовском столпе, на котором изображён герб знаменитого рода промышленников. На гербе расположены молоток и рудоискательные лозы.

«В лозах усматривается невероятное сходство с циркулями — ещё одним распространённым атрибутом масонской ложи», — писал краевед Ян Левин в книге «100 деталей Ярославля».

3.jpg


Демидовский столп (памятник Павлу Григорьевичу Демидову). Фото: Яркуб

На доме № 17 по Советской улице, где сейчас занимаются юные пионеры, хорошо заметен кадуцей — жезл Меркурия (Гермеса), обвитый змеями. У масонов это символ равновесия добра и зла, сами же змеи символизируют мудрость и плодородие, а жезл — мировую ось, по которой возможно перемещение богов. Но до дворца пионеров в старинном здании располагалось коммерческое училище, поэтому появление атрибута бога торговли Меркурия на фасаде вполне логично.

4.jpg


Дворец пионеров (бывш. коммерческое училище), ул. Советская, 17. Фото: Яркуб

Многие подобные городские детали можно трактовать с удобной точки зрения искателя масонского заговора. В действительности всё оказывается куда прозаичнее.

Масоны в современном Ярославле

Кажется, что присутствие вольных каменщиков в Ярославле — это дела минувших веков. Несомненно, среди политической и интеллектуальной элиты прошлых столетий быть масоном было либо почётно, либо модно. Но годы идут, меняется мода, и что самое важное — меняется политический курс. В советские времена, когда религию сравнивали с опиумом, а старинные храмы и монастыри с землёй, про масонство и поиск тайных знаний как-то забыли.

Что же сейчас? Всего через несколько месяцев после распада СССР масонство возродилось в России. Филиалы быстро открылись по всей стране. К примеру, в Ярославле ложа называлась «Фёдор Волков». Сколько она существовала и существует ли сейчас, доподлинно не известно. Но периодически в городе появлялись слухи о деятельности масонов.

Так, в начале нулевых годов в масонском сговоре уличили тогдашнего губернатора Анатолия Лисицына, который основал в городе Ротари-клуб «Лидер». Всемирную организацию Rotary International часто подозревали в деятельности, аналогичной масонской, а клубы якобы используются как первичная ступень вербовки в орден. Однако ярославское отделение подобные догадки и слухи отрицало.

А не так давно, в 2017 году, ярославцы усмотрели масонский след на стенах жилого комплекса «Династия» на улице Свободы. Горожане увидели в панно Всевидящее око — самый узнаваемый символ масонов, который символизирует Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Однако упоминаемый ранее Вячеслав Лётин развеял все мифы и заявил, что перед нами обычный орнаментальный этнический мотив.

Вот так, прогуливаясь по городу и всматриваясь в интересные детали, можно открыть для себя много нового и доселе неизвестного. Наверное, масоны и сегодня собираются где-то в Ярославле и обсуждают насущные вопросы. Но вряд ли они вершат наши с вами судьбы…

Текст: Арсений Дыбов для «Яркуб»

«Дом Кудасова», Красный съезд, 4а. Фото: Дмитрий Литашин для Яркуб
Демидовский столп (памятник Павлу Григорьевичу Демидову). Фото: Яркуб
Дворец пионеров (бывш. коммерческое училище), ул. Советская, 17. Фото: Яркуб
«Дом Кудасова», Ярославль, Красный съезд, 4а. Фото: Яркуб
«Дом Кудасова», Ярославль, Красный съезд, 4а. Фото: Яркуб
Дом на Некрасова, 29. Фото: Яркуб
Дом на Некрасова, 60. Фото: Яркуб
Дом на Некрасова, 60. Фото: Яркуб
Храм Николы Пенского. Фото: Яркуб
Дворец пионеров (бывш. коммерческое училище), ул. Советская, 17. Фото: Яркуб
Портрет А. П. Мельгунова кисти Д. Г. Левицкого
Дом призрения ближнего. Конец XIX века. Фото: «Яркипедия»
Схема исторического центра Ярославля с проекцией Древа Сефирот