Тебердинский: в прошлом заповедник, а ныне — парк

16 августа 2021 года на сайте Правительства РФ было опубликовано постановление, согласно которому Тебердинский государственный природный биосферный заповедник должен быть преобразован в национальный парк. За публикацией документа последовала огромная волна негодования со стороны учёных, эко-активистов и населения региона. Далее попробуем разобраться, что изменится в жизни в особо охраняемой территории, почему потребовались преобразования и так ли они опасны.

Сначала стоит рассмотреть, в чём же уникальность региона. Заповедник был создан в 1936 году. Он расположен на северных склонах западной части Главного Кавказского хребта и занимает площадь 112606 га. Он разделен на два кластерных участка — Тебердинский на востоке и Архыз на западе. Между ними находится биосферный полигон.

snimok_ekrana_2022-12-09_v_18.40.52.png


Тебердинский национальный парк

 Характер ландшафтов зависит от высоты над уровнем моря, однако в целом представлен в таком соотношении: 31,7 % — леса, 20 % — луга, 8,5 % — ледники, 38,4 % — скалы и осыпи, 0,7 % – вода. Также интересно рассмотреть фауну заповедника. Она представлена 46 видами млекопитающих и 219 видами птиц. Важно отметить, что Тебердинский заповедник обладает одним из самых высоких уровней эндемизма и разнообразия видов в мире: 23 % сосудистых видов и 10 % позвоночных. 26 видов растений (в т.ч. тис ягодный, коралловый гриб, пион Витмана) и 31 вид животных (в т.ч. зубр, тур кубанский, черный аист) занесены в Красную книгу России. В 1997 году заповедник, получив статус биосферного, вошёл в состав Всемирных биосферных резерватов ЮНЕСКО.

snimok_ekrana_2022-12-09_v_18.28.02.png


Тебердинский национальный парк

Разница между заповедником и национальным парком небольшая, но ощутимая. Да, оба вида относятся к особо охраняемым территориям, однако именно режим охраны является ключевым различием. "В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом," — гласит Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". При этом в национальных парках, согласно закону, предусмотрены зоны, в которых экономическая деятельность позволяется, но ограничивается. Одна из таких зон — рекреационная, предназначенная для размещения объектов туристской индустрии.

snimok_ekrana_2022-12-09_v_18.28.14.png


Тебердинский национальный парк

Так почему же чиновники приняли решение сделать Тебердинский заповедник национальным парком? Прежде всего, они аргументируют свои действия тем, что новый статус позволит осуществлять деятельность, направленную на улучшение санитарного состояния леса после схода многочисленных лавин, сильных ветров, а также воздействия насекомых и различных грибковых заболеваний. При этом в вышеупомянутом законе в пункте 2 статьи 9, устанавливающем допускаемые на территории заповедника мероприятия, приводятся следующие подпункты:

а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам.

Наличие данных подпунктов говорит о том, что для улучшения санитарного состояния в заповеднике могут проводиться работы, то есть дело совсем не в статусе.

snimok_ekrana_2022-12-09_v_18.28.30.png


Тебердинский национальный парк

В действительности причина превращения Тебердинского заповедника в национальный парк гораздо глубже. На его территории уже давно ведется рекреационная деятельность — в частности, в поселке Домбай, где построены многочисленный гостиницы, турбазы и горнолыжный комплекс, что в корне противоречит законодательству. Перед правительством долгое время стоял вопрос: снести все туристические постройки согласно статусу территории или просто изменить его. Видимо, для них был выбор очевиден.

Что же будет с Тебердинским уже национальным парком? Активисты обеспокоены тем, что теперь приоритетной задачей руководства станет не защита уникальной экосистемы, а зарабатывание денег. И да, это очень вероятный исход. Земли будут постепенно сдавать в аренду частным организациям, рекреационная зона постепенно расширится, что несомненно отразится на экологии региона. Примером может стать Сочинский национальный парк. Олимпиада нанесла непоправимый урон природе. На протяжении пяти лет в особо охраняемой зоне велась огромная стройка. Были вытеснены животные, вырублены сотни гектаров леса. К этому можно добавить загрязнение воды и воздуха. Особо резонансной стала история с самшитом. Вместе в закупленным в Италии самшитом вечнозеленым в регион привезли бабочку-огневку, которая питается всеми видами самшита. Раньше её не было в Краснодарском крае. Зараженные деревья высадили в Сочи и Олимпийском парке. Итогом всему — гибель самшитовых насаждений в олимпийской столице и угроза исчезновения этого вида не только на территории Краснодарского края, но даже в Абхазии, Грузии и Турции. Может ли такое случиться в Тебердинском парке? С большой вероятностью.

snimok_ekrana_2022-12-09_v_18.28.42.png


Тебердинский национальный парк

Но как исправить? На мой взгляд, наиболее правильным решением было бы вывести Домбай из состава заповедника (кстати, согласно публикации на странице "Конгресса карачаевского народа" в соцсети Facebook от 8 февраля, Домбай уже более 15 лет как не является частью заповедника, однако подтверждающих документов в общем доступе нет). Такое положение позволило бы не сносить туристические объекты, при этом гарантировало бы, что территория самого заповедника останется неприкосновенной. Сейчас учёные, активисты, общественные деятели пытаются достучаться до властей и убедить их вернуть Теберде статус заповедника, ведь нельзя допустить, чтобы желание заработать денег стало выше заботы о природе и экологии.

snimok_ekrana_2022-12-09_v_18.29.06.png


Тебердинский национальный парк

Автор: Федосова Арина, Журфак МГУ

Тэги: