В проекте "Про. Лица. РГО" мы продолжаем рассказывать про выдающихся учителей Набережных Челнов: их работе, жизни вне её и проблемах географии. В этом материале - интервью с учителем школа №12 г. Набережных Челнов Рузилей Равиловной Гайнуллиной.
- Кем вы хотели стать в детстве?
- Я выросла в учительской семье, мама – учительница начальных классов. С детства хотела работать с детьми, в девятом классе я знала, что пойду по маминым стопам. А географию выбрала, потому что очень любила учителя географии, уроки интересные были, и сам предмет очень любила.
- Где вы учились?
- Я училась в Казани, закончила Казанский государственный педагогический институт, естественно-географический факультет, отделение географии и биологии..
- Какой вы были ученицей и студенткой?
- Хорошо училась, троек не было, диплом без троек.
- Помните ли вы свой первый рабочий день в школе?
- Это было в 1982 году, я закончила институт и по направлению попала в Альметьевский район. Приехала молодая, девчонкой ещё была. Волновалась очень, но меня хорошо приняли. У меня был пятый класс, 43 человека, деревня большая. Хорошо приняли, но не знаю, что им во мне понравилось. Молодых учителей всегда любят. Но я там проработала только год, потом вышла замуж и переехала сюда, в Набережные Челны.
- Есть ли человек, который повлиял на вас в профессиональном плане?
- Моя мама. Ну и естественно я равняюсь на своего школьного учителя географии.
- Чувствуется ли в вашей работе развитие технологий?
- Без этого никак. Труднее стало работать. Мы же традиционники, сколько лет в советские годы проучились, проработали. Привыкли объяснять, а дети – слушают. А тут надо работать так, чтобы дети работали больше. Сложнее, конечно.
- Дети сейчас другие?
- Дети сейчас другие. Раньше дети больше занимались, слушали учителя. А сейчас по-другому.
- Вы не считаете, что из-за большого количества информации в свободном доступе дети обесценивают школу?
- В какой-то мере это есть, конечно.
- Заинтересовать учебой их сложно?
- Сейчас сложнее. По идее заинтересовать учитель должен каждого. Но есть такие необучаемые дети… С заинтересованными детьми, конечно, очень интересно работать. Им нужно больше информации, постоянно развитие, это непросто.
- А вы строгая?
- Без этого никак, всякое бывает. Но для меня важно быть другом для детей. Но в то же время надо быть справедливой и понимать, где можно поругать, а где надо поощрить и похвалить. Любимчиков быть не должно.
- Общаетесь со своими выпускниками?
- Общаемся, приходят. В этом году на первое сентября пришли ребята. Не многие приходят, но приходят.
- Многие ваши ученики связывают жизнь с географией?
- В этом году выпускник поступил с географией в Горный университет в Санкт-Петербруг на геолого-разведочный факультет. Он умница, хорошо сдал. Есть те, кто учатся здесь в Челнах на педагогическом факультете, в Казани. Немного, но есть. Сейчас, что бы ни говорили, престиж географии падает. Потому что ни в один вуз географию сдавать не надо. Это, конечно печально.
- Что вам не нравится в курсе географии?
- Очень мало часов. Тем много, а времени мало. В седьмом классе, например, самый интересный курс, в моё время мы изучали его за 3 часа в неделю, а сейчас всего за 2. Это большой минус. Из плюсов – доступ к технике, это облегчает работу. Постоянно использую.
- Что бы вы хотели изменить в курсе географии?
- Хочется больше экскурсий. Я выросла в Ижевске, нас водили на экскурсии, когда учились в школе, а сейчас такого почти нет. В университете ездили на практику на Байкал, на Карпаты, по Татарстану. Представьте, чтобы сейчас студентов повезли на Байкал за счёт государства? Я помню, мы туда ехали на самолёте, а оттуда – на поезде. Доплачивали немного за самолёт, и всё. Сейчас такого нет.
- Что для вас самое сложное в вашей работе?
- Сложно заинтересовать каждого ребёнка. Так хочется, чтобы все горящими глазами смотрели… Вот это сложно, конечно.
- А от постоянного общения не устаёте?
- Я уже привыкла. Только в этой школе 33 года работаю, а в целом – ещё больше. Устаю к концу года, потому что подготовка к экзаменам, консультации, и это помимо уроков.
- А что больше всего любите в работе?
- Люблю детей, люблю свой предмет. С годами становишься более сентиментальной, потому что внуки появляются. Видишь детей, и прямо переживаешь. Это уже в крови – учительское. Идёшь по улице, и за каждого ребёнка переживаешь, замечания делаешь. Дочка говорит: «Мама, ну ты же не на уроке!»
- Довольны ли вы, что когда-то выбрали профессию учителя?
- Конечно, довольна. Естественно. Если бы не была довольна, давно бы ушла из школы.
- Можно ли научиться быть учителем, или важно чувствовать призвание?
- Если любить детей и свой предмет, всё будет получаться.
- Многому вы от детей учитесь?
- Конечно. Это взаимообратная работа.
- Остаётся время на хобби?
- Уже 7 лет я каждое утро встаю в пять часов и иду гулять. Гуляю в течение часа. Хочу ещё йогой заняться, но пока не хватает на это времени. Иногда по вечером остаётся время на чтение.
- Что вы пожелаете своим ученикам и коллегам?
- Хочу пожелать быть честными, не бояться трудностей, ошибок и достигать целей.

