Транспортная система Сибири и Дальнего Востока

Фото: Максим Евдокимов

2018 год стал вторым годом работы по проекту Русского географического общества (грант РФФИ-РГО № 17-05-41168 РГО_а "Зональная мультимодальная транспортная система как основа новой комплексной схемы размещения и развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока"). Проект выполняет московский Институт регионального консалтинга.

Основная идея проекта – показать, что для обеспечения транспортной доступности на Севере необходима слаженная работа сложной социально-экономической системы, включающей не только собственно транспортные магистрали, но и социальные взаимоотношения, правила законодательного регулирования движения, производство и ремонт специализированных транспортных средств.

2018 год был посвящён полевым исследованиям социальной и нормативной "надстройки" локальных транспортных систем в разных районах Сибири и Дальнего Востока. Были охвачены районы нового освоения (полуостров Ямал), активно развивающиеся (Когалым) и устоявшиеся районы добывающей промышленности (Мегион, Нижневартовск, Радужный; горнодобывающие посёлки в Магаданской области). Для понимания закономерностей эволюции локальных транспортных систем большое внимание было уделено изучению территорий, где цикл освоения ресурсов уже подошёл к концу (Новоаганск) и особенно – прошёл уже несколько волн освоения, связанных со сменой специализации и условий развития (Игарка, Диксон).

В ходе командировки в Игарку сотрудник института дал интервью местному телевидению: https://www.regionalconsulting.org/single-post/2018/11/05/Zamyatinatelek...

Во всех районах исследования команды собрали данные о местных проблемах развития транспортных сетей, локальные "бутылочные горлышки". Но самый главный результат – это материалы для обобщения закономерностей работы локальных транспортных сетей как основа для разработки предложений по институциональному улучшению условий обеспечения транспортной доступности сибирских и дальневосточных территорий. Ведь зачастую мало проложить новую магистраль – нужно сделать её доступной для населения, отладить схему перевозок, и здесь административные барьеры бывают иной раз едва ли менее трудными, чем природные барьеры болот, метелей и мерзлоты. Так, например, в ходе экспедиций 2018 года были подняты вопросы о том, что для удешевления продуктов в удалённом посёлке зачастую важнее упростить правила передвижения по существующим корпоративным зимникам, чем дать субсидии предпринимателям. Многие вопросы могли бы быть решены попутным завозом грузов (как это происходит, например, на Севморпути, когда ледоколы попутно доставляют небольшие партии грузов в удалённые посёлки) и др. – но и для этого нужны соглашения с крупными перевозчиками. А вот для восстановления полярной авиации просто нет необходимых типов самолётов: подходящие модели давно сняты с производства, и нужна радикальная реформа отечественной авиационной промышленности. 

По итогам проекта будут даны рекомендации по оптимизации институционального регулирования транспортного сообщения в условиях Севера, Сибири и Дальнего Востока, Арктической зоны Российской Федерации, и по завозу грузов в удалённые районы.

Проекту посвящены, помимо статей в рецензируемых научных журналах, научно-популярные публикации:

https://goarctic.ru/live/transport-severa-i-arktiki-toska-po-malym-formam/?sphrase_id=937

https://goarctic.ru/live/dikson-obyknovennaya-arktika/?sphrase_id=937