Третий этап спелеологической экспедиции «Байкал-2019»

Спелеолог А.Г. Филиппов у входа в пещеру Слоник
Вход в пещеру Монахово
Гидротермальные кристаллы кальцита, заполнявшие древние пустоты

О существовании пещер-гротов на Большом Ушканьем острове известно давно. По-видимому, первым сведения о них в печати опубликовал Я.М. Иванов в 1908 г. в лоции оз. Байкал, затем - П.П. Хороших в 1948 году в журнале «Природа», хотя задолго до этого на картах бухта на восточном берегу острова уже называлась «Пещерка». Летом 1954 г. одна из пещер острова была осмотрена участниками Байкальской экспедиции Восточно-Сибирского филиала АН СССР под руководством Н.П. Ладохина, собравшими обломки глиняной посуды раннего железного века. В 1963 г. результаты раскопок в гроте на южном побережье острова опубликованы ленинградским археологом Л.П. Хлобыстиным. В своем отчёте о зимнем лыжном походе в 1990 г. о трёх гротах на острове сообщали также школьники из средней школы №26 пос. Усть-Баргузин под руководством А.А. Варламова. Местонахождения двух пещер были ими вынесены на плане острова.

Нашей командой на острове БольшойУшканий (бухта Пещерка) обследованы и описаны 22 волноприбойных грота-пещеры. Из них на восточном побережье - 19 гротов (бухта Пещерка) и на южном берегу - 3. На юго-восточном мысу этого острова обнаружена засечка с надписью «1956», а также взяты ее координаты. Нанесена она была в 1956 году сотрудником Байкальской лимнологической станции В.В. Ламакиным.

Выяснилось, что преобладающая часть гротов приурочена к зонам дробления и брекчирования в крупнокристаллических мраморах и связанным с ними гидротермокарстовым полостям, инкрустированным зональными корами столбчатого кальцита.

Несмотря на то, что факт воздымания острова из пучины Байкала считается доказанным (установлены 10 озёрных террас высотой до 216 м), нами выявлены корневые участки отложений древнего (третичного?) карстового седиментационного коллектора, что свидетельствует о длительном предшествующем развитии острова в субаэральных условиях.

Самым интересным, несомненно, является грот с многочисленными археологическими находками, названный нами гротом Хороших в честь известного исследователя пещер Сибири Павла Павловича Хороших. Впервые составлена карта этого грота. К сожалению, в нём повсеместно видны следы современных «грабительских» раскопок - копаные ямы и выбросы породы из них, пребывания нелегальных нерповщиков (?) и/или «зимних» туристов - жестяные сани-волокуши, лакированная скамейка, следы кострищ, запасы дров и др. В гроте Хороших нами промыты, расситованы на сите с сечением ячеек 1 мм2 и просмотрены отвалы из копаных ям, а обнаруженные фрагменты древней керамики и обломки костей (преимущественно нерпы) переданы в лабораторию археологии Иркутского государственного университета и лабораторию кайнозоя Института земной коры СО РАН (г. Иркутск) для изучения.

На галечном пляже бухты Пещерка собраны многочисленные кости нерпы, вымываемые волнами Байкала из отложений низкой озёрной террасы; в качестве представительной сравнительной коллекции кости доставлены в ИЗК СО РАН.

На южном склоне Большого Ушканьего острова на высоте 45 м от уровня Байкала обнаружен интересный аркообразный грот. Генезис его (абразионный - реликт древней волноприбойной террасы Байкала, выветривания или карстовый) пока не выяснен из-за недостатка времении для шурфовочных работ.

На мраморах прибрежных скал, глыб и отломов широко развиты современные поверхностные карстовые образования - различного типа карры, обязанные своим происхождением избирательному растворению породы пресными озёрными и дождевыми водами.

Интерес представляет также обследованная пещера-грот Монах, отгороженная от Байкала обширным песчано-галечным пляжем. Она заложена по трещинам в выветрелых порфировидных гранитах. Протяжённость всех ходов составляет 8 м. Нижние их части близки к уровню зеркала воды в Байкале и были подтоплены после строительства плотины Иркутской ГЭС. Левый ход сильно закопчённый. Под глыбой на входе наблюдаются угли – остатки кострищ. Не исключено, что это пещера была обитаема человеком в древние времена.

Общим итогом спелеологической экспедиции является кадастрофикация всех исследованных пещер с дальнейшим их описанием, построением планов, разрезов и сечений. Обнаружены ярко проявленные следы древней гидротермальной активности в мраморах Большого Ушканьего острова, наличие в них гидротермокарстовых полостей, а также древнего и современного поверхностного карста. Выявленные признаки пребывания людей в гроте Монах требуют проведения в нём археологической разведки. В результате экспедиции выяснилось, что на восточном побережье Байкала есть еще неизвестные науке пещеры. Для обнаружения их необходимы более тесные контакты с местным населением.

 

Пресс-служба Бурятского отделения РГО