Тропами первопоселенцев полуострова Янковского

Фото предоставлено участниками похода

В честь празднования Дня России и в рамках проекта "Сидими: Тигр. Олень. Женьшень" с 11 по 13 июня 2022 года состоялся турпоход по тропам первопоселенцев полуострова Сидими (ныне полуостров Янковского, посёлок Безверхово), в котором приняло участие 50 человек.

Турпоход был организован Лигой ходьбы "Женьшень" и посвящён памяти выдающегося учёного, предпринимателя, натуралиста, энтомолога и селекционера Южно-Уссурийского края, одного из основателей Приморского краевого отделения Русского географического Общества изучения Амурского края Михаила Ивановича Янковского (1842–1912), которому в 2022 году мы отмечаем сразу две даты – 180 лет со дня рождения и 110 лет со дня смерти.

В качестве почётного гостя и экскурсовода Лигой ходьбы "Женьшень" была приглашена известный приморский краевед, автор целого ряда публикаций и книг о династиях Янковских, Бринеров, Шевелёвых и Корнаковых, член РГО – Елена Николаевна Сергеева.

Нашу надежду на интересную и познавательную встречу Елена Николаевна оправдала с избытком. Присоединившись к участникам турпохода на железнодорожном вокзале села Раздольное, Елена Николаевна, по ходу движения автобуса к полуострову Янковского, рассказала нам об истории и этапах развития каждого села, которые мы проезжали. Мы узнали о тех знаковых людях, в честь которых эти сёла были названы. К их числу относятся: Герой Советского Союза, лейтенант пограничных войск и герой боёв у озера Хасан Василий Михайлович Веневитин (станция Веневитино), гражданский чиновник Полиэкт Алексеевич Занадворов (деревня Занадворовка), генерал от инфантерии Яков Фёдорович Барабаш (село Барабаш и село Барабаш-Ливада), купец Николай Афанасьевич Овчинников (село Овчинниково). И, конечно, Елена Николаевна рассказала всё, что касалось главной цели нашего путешествия – полуострова Янковского, который до 1972 года носил красивое название Сидими. Мы услышали интересные подробности о жизни, быте и славных делах его первопоселенцев: вольном шкипере Фридольфе Кирилловиче Геке, коннозаводчике Михаиле Ивановиче Янковском, промышленнике Юлии Ивановиче Бринере и членах их семей.

Фото предоставлено участниками похода

После того, как группа разместилась на базе отдыха "Сидими", началась пешая часть похода.

В 1-й день наш путь пролегал "По тропе первопоселенцев" длиною в 8 км. Начинался он от памятника М.И. Янковскому, далее мимо усыпальницы семьи Бринер, затем через территорию, где до революции располагалось летнее имение Бринеров. Далее к мысу Куприянова и вдоль живописного побережья – к бухте Малая Табунная. Елена Николаевна рассказала нам много интересного об этих местах и памятниках, а вечером в конференц-зале базы отдыха "Сидими" состоялась творческая встреча с Еленой Николаевной, в ходе которой она "воочию" познакомила нас с семействами Янковских и Бринеров, показала подлинные фотографии, документы, вещи и предметы представителей этих славных семейств. На экране нашему взору предстали фотографии большого хозяйства Янковских на Сидими, картины их жизни и быта.

На 2-й день мы прошли по маршруту "Тропа Янковских". Сначала мы подошли к тому месту, где когда-то располагался замок Янковских, затем проследовали в кедровую рощу, посаженную Михаилом Ивановичем Янковским 140 лет назад. Далее начался подъём на гребень и восхождение на высоту Янковского (триангуляр, высшая точка хребта 250 м.). Затем спустились по гребню до бухты Табунная, оттуда по дороге вернулись в посёлок Безверхово. Дистанция пути составила 15 км. И снова мы услышали интересные, познавательные рассказы, увидели новые фотографии, которые заставляли трепетать сердца экскурсантов.

Вечером в беседке шумно отмечали День России: с песнями, стихами и разного рода конкурсами.

Фото предоставлено участниками похода

На 3-й день погода преподнесла нам сюрприз в виде дождя. Но разве может он остановить тех, кто задался целью посетить все места полуострова, связанные с именем Михаила Ивановича Янковского, особенно если это касается оленеводческого хозяйства?! Поэтому, надев резиновые сапоги и завернувшись в дождевики, мы смело преодолели путь в 4 км. до оленеводческого заповедника, где мы узнали, как Янковские заготавливали панты.

Уставшие, промокшие, но безумно счастливые, мы вернулись к ожидавшему нас автобусу.

Наш трёхдневный поход завершился. Но мы не расстаёмся с Сидими. Нет! Мы вернёмся сюда в сентябре, чтобы снова вспомнить Михаила Ивановича Янковского и возложить венок к подножию его памятника.

Текст: Олег Косолапов, заместитель председателя Лиги ходьбы "Женьшень"