Творчество — главный инструмент путешествий будущего

Фото: пресс-служба Отдых Leisure 2023
Фото: пресс-служба Отдых Leisure 2023

Переход от классического туризма в формате осмотра достопримечательностей к сервисному продукту, предлагающему эмоции и впечатления, — туристический тренд 2023 года, который останется с нами надолго. Путешественники сегодня хотят не просто посетить красивые места, но и деятельно прикоснуться к тому, ради чего есть смысл путешествовать не виртуально, — принять участие в мастер-классе хранителя традиций, попробовать кочевать с коренными народами Севера или помочь сотрудникам нацпарка ставить фотоловушки. Все это примеры креативного туризма, особенности которого эксперты обсудили на специальной стратегической сессии международной выставки «Отдых Leisure 2023».

29-й международный форум-выставка «Отдых Leisure 2023» прошел под девизом «Код будущего». Повестка деловой программы — куда развиваться внутреннему туризму, что ждет впереди секторы индустрии и как сократить разрыв между ожиданиями путешественников и текущим предложением. Русское географическое общество поддержало одну из крупнейших выставок, на которой собралось более 10 тыс. профессионалов отрасли — от представителей малого и среднего предпринимательства в сфере туризма до руководителей крупных российских и зарубежных компаний. 

Одна из ключевых сессий деловой программы была посвящена потенциалу турпродуктов с составляющей сотворчества туристов и принимающей стороны. Спикеры стратегической сессии «Креативный туризм — 2030» сошлись во мнении: организаторам туров принципиально уже сегодня осваивать проектирование впечатлений, технологии продюсирования и сериальности, добавлять иммерсивность и вовлекать местных жителей в сервисную и сетевую часть турпродуктов. В нестандартных туристических продуктах путешественник сможет реализовать свои потребности в саморазвитии через погружение в местную культуру. Результат — новые навыки, уникальный опыт и впечатления.

650ad5e4234bfdf702890dcd256ecd1f4.jpg

Спикеры стратегической сессии «Креативный туризм — 2030». Фото: пресс-служба Отдых Leisure 2023
Спикеры стратегической сессии «Креативный туризм — 2030». Фото: пресс-служба Отдых Leisure 2023

В первую очередь креативный туризм — это переход от классического туризма в формате пассивного потребления к продукту экономики впечатлений, — отметила модератор сессии, руководитель АНО «Сеть креативного туризма» Юлия Рыбакова. — Итогом всегда выступает новое знание туриста: не просто посмотреть, что-то увидеть и восхититься, а чему-то научиться, приобрести новую компетенцию. Креативной составляющей можно повысить конкурентоспособность разных видов туризма.

Стратегическая сессия проходила в режиме мозгового штурма: спикеры и приглашенные эксперты проектировали, как будут выглядеть востребованные виды креативного туризма через три-пять лет. В числе перспективных участники выделили научно-популярный туризм: в ходе тура можно будет не просто целенаправленно поехать к конкретным ученым, но и получить сертификат о прохождении выбранного курса. 

Спикер сессии, директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова резюмировала дискуссию о будущем научно-популярного туризма:

Для Русского географического общества научно-популярный туризм — одно из приоритетных направлений работы. Видим в нем не просто перспективу, но ощущаем реальный спрос на туры, совмещающие саморазвитие с отдыхом. В летнем сезоне 2023 года мы впервые запустили линейку собственных туров. У опытных, взыскательных путешественников присутствует мотив воплощения давней мечты прикосновения к большой науке. Кто-то не пошел в аспирантуру, кто-то занимался в кружке и ходил в походы в школе, но в итоге выбрал профессию, далекую от естественно-научного или географического знания. Шанс попробовать себя в роли, о которой когда-то задумывался всерьез, дает особенное путешествие. Для нас креативная часть турпродукта — возможность в ходе путешествия принять участие в работе ученых и под их руководством внести свой микровклад в исследовательский процесс. Намедни завершился тур на Землю Франца-Иосифагде туристы не просто изучали архипелаг, но помогали ученым в их геофизических, метеорологических, биологических наблюдениях. Этот тур для продвинутых туристов, которые много где побывали, стал новой личной высотой, которую им удалось взять.

Для реализации собственных туристических продуктов эксперты РГО продолжат привлекать ученых. Путешественники смогут попробовать себя в амплуа ассистента исследователя, а представители научных институций получат дополнительную помощь при проведении элементов научной работы, которые не требуют специальных навыков. В планах — добавлять научно-популярную часть к разным видам туров, от экологических до гастрономических: развлекательная составляющая дополняется досугом, насыщенным важными смыслами. По окончании такого путешествия участники смогут получить сертификат о повышении квалификации или прохождении курса.