Участники будущей международной экспедиции налаживают культурные связи с Ташкентской и Узбекистанской Епархией

Пензенский областной фонд научно-технического развития и областное отделение Русского географического общества при поддержке Министерства культуры и туризма Пензенской области продолжают подготовку к реализации нового проекта «Современный этномир». Новые горизонты (Узбекистан)», одобренного Фондом президентских грантов. Пока она на стадии контактов  с узбекской стороной по части их помощи в организации  и проведении экспедиционных, аналитических и других исследований особенностей культурного воспроизводства соотечественников в местах их компактного проживания.

Так, уже сейчас намечен план совместных культурно-просветительских мероприятий с Ташкентской и Узбекистанской Епархией. Руководитель отдела по культуре Игорь Анатольевич Феденко прислал свои рекомендации по проведению культурных мероприятий во время пребывания членов экспедиции в Ташкенте. А в интервью с председателем просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии Протоиереем Сергием Стаценко были подняты вопросы о нынешней ситуации в Узбекистане. 

- Интересно, выросло ли в последнее время число прихожан в ваших храмах? 
- Однозначно - уменьшилось с этой весны, причиной чего стала пандемия коронавируса. Помимо карантинных мер, которые на какое-то время закрыли людям доступ в храмы, в этом отношении сыграл и фактор страха. При официальной статистике на уменьшение заболеваемости, по факту уровень заражения не снижается, а иногда и возрастает. И так продолжается до сих пор. Сейчас в храмах мы можем увидеть тех прихожан, кто достаточно давно воцерковлен. Ходят и те, кто уже переболел коронавирусом. Остальные, те, кто ходил раньше, либо заканчивают лечиться, либо еще не соприкоснулись с болезнью, а поэтому стараются лишний раз не выходить в места массового скопления людей. Духовенство относится к этому с пониманием. Можно говорить и о положительной тенденции, поскольку с каждым воскресением число верующих в храмах все же возрастает, но пока в небольшом количестве. Проблем с местными властями в вопросе посещения храмов абсолютно никаких нет; и в отношении ограничений насчет присутствия в храмах, и в отношении какого-либо мониторинга этого. Были выдвинуты требования к соблюдению карантинных требований в элементарных вещах (дезинфекция, маски, социальная дистанция). 

- Изменилось ли отношение к русскоязычному населению? 
- В этом отношении существенных изменений замечено не было. По-прежнему к русскоязычным людям относятся с вежливым уважением. Особо трепетно власти стараются подходить к некоренному населению в такой чувствительной сфере как религия. Так, весной этого года были завершены реконструкционные работы в мужском монастыре в г.Чирчике и в женском монастыре в г. Дустабад, которые проводились по инициативе и за счет государства. Была полностью восстановлена часовня св. Георгия Победоносца при бывших Камеланских воротах г. Ташкента, где похоронены русские солдаты, погибшие при завоевании нашего города. Это вызвало среди верующих особую благодарность по отношению к властям Узбекистана. Во время карантинных ограничений никаких различий между русскоязычным и местным населением не делалось. Все одинаково прочувствовали тяжесть карантина. А также всем в равной мере оказывалась помощь со стороны государства и отдельных благодетелей. Очень часто мы были свидетелями, когда узбекские предприниматели оказывали помощь русским старикам и нуждающимся русским семьям. Также и со стороны церковных социальных работников часто помощь оказывалась и мусульманским семьям. Обычной картиной стали интернациональные социальные бригады, помогающие всем нуждающимся, без разбора на национальность и вероисповедание.  

- И, пожалуй, самый актуальный сегодня вопрос - как вы боритесь с распространением пандемии коронавируса? 
- Как и везде. Государство вводило карантинные меры, строгость которых регулировалась в зависимости от эпидемиологической обстановки. Были и ограничения на передвижение людей и на работу транспорта. Ташкент в какое-то время признавался самым дисциплинированным по СНГ городом в плане самоизоляции. Храмы тоже находились на жесткой самоизоляции. Но кладбищенские храмы, все-таки, продолжали проводить обряды отпевания. Каких-то проблем с властями у храмов в период карантина не было. После ослабления карантинных мер 15 августа, когда храмы стали действовать в открытом режиме, стало очень заметно, как прихожане переставали приходить из-за всё более частого заражения коронавирусом. Исчезали, а потом снова синхронно появлялись  группы в десятки прихожан. Чаще всего болезнь проходит в легкой и средней форме. Тяжелая форма затрагивает в основном пожилых людей. Как и во всей РПЦ, на каждой Литургии читаются специальные прошения и молитва об избавлении от "губительного поветрия". Некоторые храмы нашей епархии активно проводят социальное служение, стараясь помочь нуждающимся в помощи прихожанам, вплоть до решения вопросов, связанных с госпитализацией и лечением. Государство, если у человека анализы показывают заболевание коронавирусом, бесплатно выдает набор лекарств  для самостоятельного лечения по назначению врача. Махаллинские (квартальные) комитеты занимаются вопросами социальной поддержки болеющих жителей за счет государства. Такие особенности нашей борьбы. 

…Что ж, остается надеяться, что со временем ситуация с продолжающейся в мире эпидемией нормализуется и стабилизируется, и тогда уже запланированные и согласованные двумя сторонами – российской и узбекской – мероприятия в рамках проекта «Современный этномир. Новые горизонты (Узбекистан)» будут успешно реализованы!

Олег Ткачёв, член экспедиции и председатель медиа-совета, фотоматериал Игоря Пантюшова (2018 года)