Напомним, что конный переход стартовал из Оймякона 5 марта 2021 года. С тех пор пройдено более 6500 тысяч километров по тайге, степям, проселочным дорогам и трассам.
Якутская лошадь является одной из самых выносливых пород в мире. Диапазон температур, в котором это удуивительное животное остается в рабочем состоянии, составляет от -60 до +35 градусов. Благодаря ее превосходным рабочим качествам, в прошлом якутскую лошадь массово использовали экспедиции в качестве гужевого транспорта. Не будет преувеличением сказать, что якутский народ без лошади не смог бы выжить в экстремальных условиях Крайнего Севера, т.к. именно ее высококачественное мясо, кумыс из кобыльего молока и выносливость в качестве тяглового животного спасли народ от голодной и холодной смерти. К сожалению, в современных условиях престиж якутской породы падает, на нее смотрят только как на источник вкусного, питательного мяса. Цель конного перехода – показать миру уникальные особенности якутской лошади, а также популяризация культуры и традиций народа Саха в век глобализации.
Конники прошли из Оймякона через половину Якутии, затем из Олекминского района вышли по горным тропам в Бодайбо Иркутской области, откуда прошли по восточному берегу Байкала в Улан-Удэ. Из гостеприимной Бурятии проехали в не менее гостеприимный Иркутск, где встретили Новый год. Многие в Якутии следят за передвижением наших конников и знают, что Новый год они встретили в Иркутске, а в январе выдвинулись в Красноярский край. Красноярский край – четвёртый регион этого экстремального маршрута. 24 февраля в г.Красноярске Красноярским региональным отделением РГО для наших всадников была организована пресс-конференция.
Дугуйдан Винокуров и Мичил Неустроев поделились с собравшимися своими впечатлениями об уже пройденном пути и о планах на будущее. Самым трудным оказался первый участок, когда всадники в пятидесятиградусный мороз триста километров ехали по горной местности. Мороз и отсутствие подножного корма оказались нелегким испытанием. Уже пройдя по горным тропам из Олекминского района на север Иркутской области, в г. Бодайбо, конники поняли, что им не обойтись без машины сопровождения. В Бодайбо они приобрели автомобиль и вызвали на помощь друзей. Из Красноярска их путь лежит в Хакассию. А в июне конники надеются прибыть в Москву, чтобы встретить там ысыах.
Александр Горохов, подключившийся к пресс-конференции из Якутска, поприветствовал конников и рассказал, что проект получил широкую поддержку общественности в республике и получился по-настоящему всенародным. Особенно радует то, что на всем протяжении маршрута наши конники неизменно встречают поддержку региональных отделений РГО. Так было в Бурятии, в Иркутской области, и вот теперь в Красноярске. Мы очень надеемся, что эта тенденция сохранится и дальше, и наши ребята найдут радушный прием на всем долгом пути до столицы нашей родины. Также Александр Горохов выразил признательность сотрудникам Росавтодора, которые сопровождают экспедицию, обеспечивают безопасность всадников и лошадей.
Координатор проекта Егор Борисов сравнил всадников с первопроходцами и рассказал, что со стороны руководства республики проекту оказывается постоянная поддержка. В частности, дано задание организовать на достойном уровне встречу наших конников в Москве. Также он сказал, что сейчас прорабатывается вопрос возврата лошадей на родину, ведь этот вопрос волнует многих наших земляков. Скорее всего, это будет сделано либо автомобильным транспортом, либо на самолете.
Мы все желаем Дугуйдану и Мичилу, а также их лошадям, которых зовут Хаастаах, Хонгор, Айан и Сунтар, удачи в пути, интересных встреч и новых друзей!