Участники полевой школы обнаружили вероятное место стоянки древних людей эпохи бронзового века

Участники программы на экскурсии в Копорье. Фото: Андрей Стрельников

Завершилась научно-просветительская Летняя полевая школа Ленинградского областного отделения Русского географического общества. Она проходила в Кингисеппском районе для местных школьников. Проект является частью масштабной научно-просветительской программы "Мой край", разработанной специально для школьников Кингисеппского района и проводимой с марта 2019 года.

Программа "Мой край" инициирована и поддержана компанией Nord Stream 2 AG, разработчиком морского газопровода "Северный поток - 2", в соответствии со стратегией Экологических и социальных инициатив компании. Проект проводился в рамках соглашения о взаимодействии с администраций МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области.

151a7062.jpg


Выступление старшего советника исполнительного директора компании Nord Stream 2 AG Дирка фон Амелна на открытии Летней археологической школы. Фото: Андрей Стрельников

Летняя полевая школа включала два самостоятельных этапа. Первый состоял из двух коротких археологических слётов на острове Мощный в акватории Финского залива, в рамках второго этапа была проведена двухнедельная Летняя археологическая школа на территории МБУ ДО "Бригантина" под Кингисеппом.

2c9a4088.jpg


Археологические раскопки на острове Мощный. Фото: Андрей Стрельников

В рамках первого этапа проекта для ребят старше 15 лет организовали два археологических полевых слёта на острове Мощный в Финском заливе. Уникальная возможность побывать на малоизученном археологами острове была предоставлена участникам конкурса детских творческих и исследовательских работ "Знаем и любим свой край".

2c9a5944.jpg


Юные археологи. Фото: Андрей Стрельников

Прибывшие на остров школьники из Кингисеппского района сразу же окунулись в атмосферу настоящей научно-исследовательской экспедиции. Под руководством специалистов из Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) ребята совершили самое настоящее научное открытие. Им оказалась находка ранее неизвестного археологического объекта эпохи бронзового века – остатков керамики и вероятного места стоянки древних людей.

2c9a6000.jpg


Школьники показывают археологу уникальную находку. Фото: Андрей Стрельников

Подобные находки, датируемые бронзовым веком, крайне редки для Ленинградской области и, безусловно, станут существенным вкладом в дело исследования истории Северо-Запада нашей страны.

2c9a6061.jpg


Вот она - керамика бронзового века! Фото: Андрей Стрельников

Кроме изучения основ археологии школьники ознакомились с базовыми знаниями в области геологии Ленинградской области и геодезии, выполнив нивелировку местности, а также тахеометрическую съёмку района археологических раскопок.

2c9a3296.jpg


Занятие по нивелировке местности. Фото: Андрей Стрельников

Невозможно представить путешествие на почти необитаемый остров без изучения растительного и животного мира – под руководством опытного педагога юноши и девушки провели гидробиологические исследования. В фокусе их внимания оказались беспозвоночные животные.

_dsc0626.jpg


Полевое занятие по биологии: Фото: Варвара Кузьмина

Школьники изучили видовое биоразнообразие бентоса в прибрежной зоне, чтобы в будущем определить качество воды. Во время экскурсий по живописному побережью острова Мощный юные исследователи смогли увидеть диких птиц: лебедя-шипуна, цаплю в естественной среде обитания и других пернатых.

2c9a0649.jpg


На раскопе в Керстово. Фото: Андрей Стрельников

На материке, в ходе второго этапа проекта, ребята возрастом от 12 до 15 лет тоже знакомились с историей родного края, принимали участие в археологических раскопках, участвовали в практических занятиях по топографии, прослушали лекции по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. 

2c9a9351.jpg


Экскурсия по выставке "Природа Ленинградской области". Фото: Андрей Стрельников

Экскурсии, лекции и семинары по орнитологии, геологии, топографии и открытие на территории "Бригантины" выставки "Природа Ленинградской области" – всё это входило в программу школы для юных учёных.

2c9a7154.jpg


Занятие на археологическом раскопе. Фото: Андрей Стрельников

Главная особенность Летней археологической школы – участие школьников в научных исследованиях. В данном случае это раскопки могильника Кёрстово 1, датируемого II веком нашей эры, проводимые учёными из ИИМК РАН.

2c9a1054.jpg


Археология - это всегда интересно! Фото: Андрей Стрельников

Могильник Кёрстово 1 исследуется с 2008 года. Раскопки проводились на протяжении трёх лет. Учёные исследовали цепочку найденных оградок – так называемых тарандов из камней. В тарандах были найдены предметы из железа и бронзы, украшения и оружие раннего римского времени. Исследование этого могильника открыло принципиально новую страницу в истории Ленинградской области. В результате работы археологов оказалось, что первое постоянное оседлое население появилось в этом районе не в XI веке, как считалось до этого, а на тысячелетие раньше. Археологические памятники подобного типа крайне редко встречаются на территории России.

2c9a9841.jpg


Юные археологи за работой.Фото: Андрей Стрельников

В 2019 году в рамках Летней археологической школы проводились исследования соседнего участка могильника Кёрстово 1. Изыскания 2019 года позволили обнаружить новые погребения в составе комплекса Кёрстово 1. Археологами обнаружена монументальная прямоугольная каменная кладка. Она имеет подпрямоугольную форму, на её поверхности найдены кальцинированные кости и находки времени сооружения кладки – предметы из железа, среди которых кальцинированные кости, два небольших ножа, фрагмент фибулы, кольцо, относящиеся к римскому времени. 

2c9a0359.jpg


Председатель Ленинградского областного отделения РГО Григорий Двас вручает сертификат участника Летней археологической школы. Фото: Андрей Стрельников

Организаторы программы "Мой край" искренне надеются, что навыки и знания, полученные кингисеппскими ребятами в ходе участия в археологических раскопках, помогут им не только по-новому взглянуть на историю родного края, но и, возможно, определиться с выбором своей профессии в будущем.