Участок маршрута: Море Лаптевых – Тикси. Люди Арктики

Фото предоставлено Р. Сиразетдиновым
Фото предоставлено Р. Сиразетдиновым

Море Лаптевых — крупнейший источник арктического морского льда. Здесь его больше, чем в Баренцевом, Карском и Восточно-Сибирском морях вместе взятых. Припай на сотни километров от берегов вглубь моря толщиной 2 и более метров. Лед покрывает 30 процентов его акватории. Мы же пока движемся на восток в районах, входящих в оставшиеся 70, по чистой воде… Вообще-то, под действием теплых южных ветров при его дрейфе к северу в полях образуются полыньи, простирающиеся порой на 100 километров и более. Однако, это не наш случай.

«Михаил Сомов» на подходе к острову Андрея. Утро. Море чистое. Лишь одинокая льдинка на зеркале — как свидетельство ледовитости здешних просторов… Остров Андрея — совсем маленький по размерам, но стоим мы здесь двенадцать часов. С борта «Сомова» открывается расплывчатый в вате тумана берег. Его полоска вдали белеет снегом. Раньше тонкие линии проходимых островов наоборот чернели. Приближается зима. Отсюда до устья Лены осталось 520 километров. Скоро — Тикси.

Волны цвета кобальта поддернуты белой пеной. Яркое солнце подчеркивает суровую красоту океана. В полдень начинает снежить: хлопья снега медленно падают на объектив камеры, на рукава парки, на палубу ледокола. Затем этот круговорот убыстряется. Снег сыпется точно из огромного небесного кулька… Сегодня нам повезло: в поле зрения попал морской заяц или лахтак. Это разновидность тюленя. Темное веретенообразное тело морского млекопитающего то появляется, то вновь исчезает в волнах. Кроме морских зайцев, в здешних водах можно встретить моржей, нерп, гренландских тюленей и даже, в зависимости от сезона, белух. Ну и, конечно, белых медведей, куда без них! В 1985 году в дельте Лены был создан Усть-Ленский заповедник. Сегодня он включает в себя и все острова Новосибирского архипелага. Это более 14 тысяч квадратных километров!

Побережье издавна было населено юкагирами и чуванцами, которые впоследствии ассимилировались с эвенами и эвенками, якутами, коряками и чукчами.

"…в прошлом, государь, во 149-м году посланы мы холопи твои государевы, из Ленского на твою государеву службу на Оемекон реку к твоим государевым ясачным людям, к якутам и к мемельским тунгусам, для ради твоего государева ясашного збору … В наказе твоем государеве написано, что нам велено проведывати новых земель…"

 из челобитной Семена Дежнева царю

Коч — судно, обладающее целым рядом особых, присущих исключительно ему свойств

Даже не верится, что в эти заполярные дали, в царство льда и вечной мерзлоты еще в пятнадцатом веке добирались русские первооткрыватели. А ведь у них не было ни ледоколов, ни даже шхун и шлюпов. Они проходили по северным морям на обычных поморских лодках — кочах. Небольшие размеры, легкий вес, сохранение устойчивости при преодолении волоков. Бортовая обшивка укладывалась внахлест, чтобы не препятствовать выжиманию судна наверх при ледовом сжатии. Для этого корпусу коча придавалась полуяйцевидная форма. Еще одна особенность: практика шитья лодок «вицей» — крепление бортовых досок гибкими, заранее пропаренными прутьями можжевельника или ели. Реже их сшивали просмоленной бечевой. Это придавало корпусу упругость, а распухшие в воде вицы закупоривали в нем отверстия. На таких поморских судах — использовались замшевые паруса. Их шили из выделанных оленьих шкур. Это предотвращало оледенение.

В Тикси выходит Володя Занюков. За дни совместного проживания в одной каюте мы очень сдружились. Жаль расставаться с этим интеллигентным и отзывчивым начинающим метеорологом из Петербурга. Впрочем, в порту Тикси, который по праву называют «морскими воротами Якутии», на берег сходят 97 процентов экспедиции. Вертолет делает целых три пассажирских рейса. Полярники, которых «Сомов» забрал со станций, отсюда разлетятся по городам и весям, чтобы на следующий год весной вновь вернутся в ставшую им родной Арктику.

СПРАВКА

В Тикси есть Арктическая гимназия и средняя школа, лицей и детский сад «Солнышко», два музея — естественной истории, а также изобразительного искусства и культуры Арктики. В поселке работает культурно-досуговый комплекс, имеется больница и поликлиника. Начинает развиваться туристическое направление. Сюда едут туристы со всей России и даже из-за рубежа

Кстати! На мысе Челюскина на борт «Сомова» села Марина Галкина. Я с ней познакомился два года назад в Уфе. По приглашению отделения Русского географического общества Марина прилетела с лекцией о природе Чукотского полуострова. Известная путешественница, спортсменка из Москвы написала несколько книг и сняла множество документальных фильмов о своих экспедициях по Северо-Востоку страны. В одиночку Марина пересекла всю Чукотку. Где пешком, где на сборном каяке она добралась до мыса Дежнева. Выпускница биологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова по специальности — геоботаник. Еще в студенческие годы начала путешествовать и сегодня она по праву считается настоящим феноменом в мире путешественников. При этом Марина — удивительно скромный человек. На ее лекцию в кают-компании «Михаила Сомова» пришли бывалые полярники, настоящие арктические «волки». Выступлению аплодировали стоя. И было чему! Как избежать нежелательной встречи с белым и бурым медведями, как облегчить рюкзак, что брать из продуктов в длительную одиночную экспедицию, как ориентироваться в тундре… Марина открыла много своих секретов. Встреча была просто невероятной!

Этим летом Галкина прошла весь Таймыр с юга на север, преодолела множество водоемов: озер и рек, изучала повадки овцебыков (кстати, их шерсть грела ее в морозы), встречалась с геологами и оленеводами. Вместе с другими полярниками «Сомова» Марина сошла на берег в Тикси, чтобы дальше, через Якутск, лететь в родную Москву. Впереди кропотливая работа над новым фильмом, посвященным полуострову.

СПРАВКА

Тикси — поселок городского типа. Центр Булунского улуса Республики Саха-Якутия. Население — 4745 человек. Якорный объект Тикси — морской порт, который называют «морскими воротами Якутии». Через них в период навигации осуществляется перевалка грузов по Северному морскому пути. С 1956 по 1912 годы в Тикси базировались военные самолеты дальней авиации. Сейчас аэродром используется гражданской авиацией. Из Тикси осуществляются регулярные рейсы в Якутск. Поэтому Тикси можно назвать еще и воздушными воротами Арктики

С 2018 года в Тикси работает ветропарк, спроектированный японскими специалистами. Ветры на побережье сильные и у станции очень высокая эффективность работы. Кроме морского порта работу жителям поселка дают предприятия ЖКХ и Сахаэнерго, Росгидромет, Гидробаза, а также Полярная обсерватория Института космофизических исследований. В 2015 году, впервые в истории России, с полигона обсерватории была запущена ракета для изучения верхних слоев атмосферы.

Россия – страна, обращенная к Северному Ледовитому океану. Более половины ее богатой ресурсами территории – многолетняя мерзлота. В какому-то смысле это значит, что каждый гражданин нашей является человеком Арктики. А Арктика открывает перед нами свои тайны и богатства…

 Портал развития Арктики GoArctic

На станции Ушакова «Сомов» забрал семью метеорологов Журавлевых. Вика родом из Новосибирска, уже много лет работает в Арктике. Здесь и познакомилась с мужем — Антоном. Их сын, Максим, по праву считает себя метеорологом и полноправным членом экспедиции. За плечами Макса уже две полярные зимовки. Парень любит высматривать в окне станции белых медведей и обязательно сообщает маме о погоде на улице: поземка началась! Самое важное для него занятие — снегосъемка. Во время таких исследований они осуществляют замеры толщины выпавшего снега. Вика делится: «некоторые опытные ребята на станции порой не выдерживают одиночества полярной зимы, начинают хандрить. Я им ставлю в пример Макса».

Здесь, на «Сомове» познаешь истины, которые недоступны кабинетным философам! Эстонцы называют морскую тоску «Большим Халлем». Он иногда идет за моряком как злобный пес… Похоже, нас с Саней в последнее время тоже стало одолевать нечто подобное. Видимо, этого не избежать всем, кто вынужден проводить много времени в замкнутом пространстве и, так сказать, в ограниченном круге знакомств. Короче, тоска навалила на нас! Стараясь хоть как-то скрасить ее, я каждый день выглядывая в иллюминатор каюты или всматриваясь в горизонт на палубе, пытаюсь найти новые краски в палитре океана, обнаружить его обитателей, придумываю звучные эпитеты к увиденному. Саня борется с хандрой по-своему: просматривает старые видеозаписи на жестких дисках, ковыряется в памяти телефона… Нам бы почаще сходить на берег во время стоянок, побольше знакомиться с новыми людьми! Вместе с тем всегда можно найти позитив — ни тебе рюкзаков от которых хрустит спина и колени, ни педалей железного коня, которые приходится усиленно крутить. Да и времени на работу с материалом намного больше!

Продолжение следует…