Последний Арктический…
За последние дни «Сомов» застоялся. Мало того, просто прикипел днищем и бортами ко льду. Утром вышел на палубу: полярная ночь подчеркивающая ущербность луны, наполнила окружающий океан таинственностью. Крепкий мороз словно розгами высек пальцы рук. Они тут же замерзли, даже в теплых перчатках. Заряженный телефон хватило всего на несколько снимков со вспышкой…
В 10 утра знакомое урчание под ногами возвестило о том, что в машинном отделении завели двигатели. Капитан по корабельному радио вызвал на мостик вахтенного матроса. «Сомов» опять начал месить винтами ледяную крошку. С перерывами двигатели судна крушили лед вокруг всю ночь. И вплоть до завтрака. Вперед-назад, вперед-назад. Затем замолкли. «Сомов» вновь замер, упершись в ледяную преграду. Грустно. А тут еще и очередная новость подлила масла в огонь. Ледокол для проводки «Михаила Сомова» придет не 20, а 25 ноября! Очень сложная ледовая обстановка. Поэтому прибытие в Архангельск затянется до 5 декабря… Сейчас мы стоим недалеко от острова Русский, у побережья Таймыра, в стороне от корабельных трасс. Ждать помощи от случайных попутчиков не приходится.
Сегодня вышли с Саней на палубу и не узнали ее. Обледенение! Под ногами каток, а вокруг сказочное ледяное царство Деда Мороза: весь такелаж, лестницы, краны, конструкции корабля, механизмы и даже вертолет на взлетной площадке покрылись толстым слоем льда. Мы так же стоим на месте и даже не пытаемся заводить двигатели. В одном везет. В последние дни небо ясное и мы наблюдаем северное сияние. В этих краях 8−9 месяцев в году ледяные поля и обмерзшие острова, северные берега континента сливаются в одну снежную пустыню. И только в течение считанных летних месяцев, в проливах между островами проходит некоторая подвижка льда. Вокруг нас необъятная глубокая тьма, нельзя даже выйти за пределы корабля! Природа ставит перед человеком, пытающимся проникнуть в тайны полярных областей опасные и сложные препятствия. И нам еще повезло, что мы сумели почти самостоятельно проскочить между ледяными клешнями пролива Вилькицкого! Буквально, через день после того, как мы прошли через его горло, в акватории Северного морского пути в районе пролива оказались заблокированными льдами 24 судна. Они следовали без ледокольного сопровождения…
Здесь, у острова Русский у нас больше шансов вырваться из белого плена. Бывают в жизни мгновения, ради которых стоит рисковать и терпеть. Уже третий день под нашим иллюминатором, с правого борта «Сомова» в трещине прописался морж. Мы в шутку назвали его «Сталиным». Периодически, через полчаса-час он кажет свою усатую клыкастую морду в полынье и шумно дышит, то и дело отфыркиваясь. С любопытством «Сталин» рассматривает наши удивленные лица, прислушиваясь к щелчкам затворов камер и вновь ныряет в ледяную воду…
Температура на палубе минус двадцать пять. А скорость ветра — восемнадцать метров в секунду! Огромный кусок льдины за кормой «Сомова» оторвало от борта и унесло ветром. Справа обнажилась вода, мы вновь заводим двигатели. Всю ночь пытаемся сдвинуться с места, однако нос корабля мертвым якорем сидит на кромке ледяного поля.
«Черный ветер, белый снег… Ветер, ветер… на ногах не стоит человек!» Невольно в голову приходят строки Александра Блока. Привыкнуть можно ко многому: к мебели, к человеку, к климату. К одному нельзя привыкнуть — к морю! Потому что оно никогда не бывает одинаковым, оно всегда неповторимо. И еще, его можно или любить, или не любить.
17:00. К нам прибыл огромный танкер «Давыдов». Для населения «Михаила Сомова» это настоящее событие. Большая часть экипажа и все члены экспедиции высыпали на верхнюю палубу. Наконец-то дождались! Гигант, который бороздит северные моря под южным филиппинским флагом и возит тысячи тонн голубого топлива из России в страны Азии, проходит по правому борту «Сомова». Затем обкалывает ледяные поля в районе носа. Под нами уже вода. Набирая скорость, «Сомов» уходит в темноту неизвестности, сигналя фонарями благодарность своему спасителю…
24 ноября. «Михаил Сомов» вновь уперся носом в очередной белый завал. Сильные ветра и мощные течения борясь друг с другом сталкивают лбами огромные ледяные пласты. В местах их соприкосновения рождаются настоящие крепостные стены.
25 ноября. Сегодня мы вновь ждем помощь извне. По рации сообщили, что рядом проходит танкер-газовоз «Рудольф Самойлович». Он направляется на погрузку к острову Белый и возьмет нас в свою компанию. Дальше, уже и льды проходимые, да и судов больше ходит. Ближе к одиннадцати утра замечаем в ночной тьме, справа по борту яркие огни. Танкер плавно подходит к «Сомову» и начинает утюжить льды вокруг. Уже в 11:45 мы на всех парах мчимся за «Самойловичем».
СПРАВКА
«Рудольф Самойлович» назван в честь известного советского врача-полярника, доктора наук, профессора Рудольфа Лазаревича Самойловича. Построен в 2018 году. Длина танкера — 299 метров, ширина — 50 метров, осадка — 11 метров. «Рудольф Самойлович» принадлежит канадской фирме «Teekay», ходит под флагом Багамских островов. В настоящее время перевозит газовый конденсат для компании «Ямал СПГ»
До Диксона нам идти около 80 миль. Дальше — остров Белый, а там и до Карских ворот недалеко…
Вот уже третьи сутки как «Сомов» идет без остановок вслед кильватерной струе огромного танкера. Настроение у всех отличное. Капитан снял ограничения на потребление воды, и мы с радостью воспользовались возможностью принять душ. Удивительно как человек все же зависит от элементарных бытовых вещей!
Движемся по главной трассе Северного морского пути. Танкер остался на погрузку у Белого, но теперь его помощь особо и не требуется, лед стал намного тоньше, да и потеплело. На капитанском мостике «Сомова» каждые четыре часа сменяют друг друга помощники капитана: судно не останавливается ни на минуту. Монитор навигатора показывает все больше участков с чистой водой, а толщина льда все меньше…
28 ноября. Сегодня необычное утро. Оно для нас как настоящий праздник! Вокруг корабля до самого горизонта чистое море, ни одной льдинки. Позади Карские ворота. «Где ладья не рыщет, а у моря будет!» — говорили в старину поморы. Вот и мы вышли на просторы Баренцева моря. Оно до самого горизонта изрезано белыми валами, ветер гонит их навстречу кораблю, ряд за рядом, срезая с верхушек кипящие гребешки. Море кажется рифленым как стиральная доска с остатками мыльной пены. Отступила и полярная ночь, ненамного, но все же: на часах — одиннадцать утра, а в иллюминаторе можно даже разглядеть горизонт. Стало светлее… И не только в иллюминаторах, но и в наших сердцах!
СПРАВКА
Баренцево море. Площадь — 1 424 000 квадратных километров. Наибольшая глубина — 600 метров. Расположение — 75 градусов северной широты, 38 градусов восточной долготы. Является окраинным морем Северного Ледовитого океана. Омывает берега России и Норвегии. До 1853 года называлось Мурманским, Русским морем. Поморы звали его Студенец. Расположено на континентальном шельфе. Юго-западная часть не замерзает из-за влияния Северо-Атлантического течения. Юго-Восточная часть называется Печорским морем. Имеет важное значение для транспорта и рыболовства
Карское и Баренцево моря соединяют два пролива — Карские ворота и Югорский шар. Пролив Югорский шар — это мрачная, тоскливая полоса воды, проходящая как сквозь игольное ушко, между оконечностями острова Вайгач и Югорским полуостровом. Карские ворота чуть выше: между северной оконечностью Вайгача и южной Новой Земли. В пределах Баренцева моря мало островов. Крупнейший из них — остров Колгуев. Завтра, «Михаилу Сомову» предстоит выгрузить на Колгуеве груз, который судно должно доставить по назначению.
СПРАВКА
Площадь острова составляет почти три с половиной тысячи квадратных километров. Население — более 400 человек. Территориально Колгуев относится к Ненецкому автономному округу. Единственный населенный пункт острова — поселок Бургино. Здесь живут оленеводы и рыбаки. В 1980—1983 году на Колгуеве было открыто Песчаноозерское нефтяное месторождение. Лицензию на ведение работ получили два континентальных предприятия: «АрктикНефть» и «Арктикморнефтегазоразведка». Добыча нефти на острове осуществляется вахтовым методом
На юге остров отделяет от материка 75 километров Поморского пролива с глубинами до 50 метров. На юго-востоке острова находится Печорское море. По одной из версий название острову дали поморы в память о рыбаке Иване Калгаеве, который пропал без вести в местных водах. По другой оно происходит от старофинского слова «коллагуе», которое означает «треугольник». О приближении Колгуева нам возвестила чайка, пронесшаяся вдоль левого борта «Сомова». Давно мы не видели птиц… Едва забрезжил скоротечный рассвет, вертолет с «Сомова», взяв на борт груз и людей, улетел на остров. Баренцево море покрыто шугой. Она блестит словно рыбья чешуя, окрашиваясь в лучах едва выглянувшего из-за горизонта солнца.
Хорошо, что мы шли всю ночь с крейсерской скоростью и успели пораньше разгрузиться. Пошел снег. В 12 часов по рации пограничники сообщили капитану «Сомова» о штормовом предупреждении. К счастью, нас он обходит стороной, хотя мы чувствуем усиление ветра и бортовую качку, на волнах появились барашки.
Частые вторжения теплых атлантических циклонов и холодного арктического воздуха определяют большую изменчивость погодных условий на Баренце. Особенно в ноябре здесь штормит по-взрослому.
В прошлом году в акватории Баренцева моря у Новой Земли затонуло рыболовецкое судно МК-0331 «Онега». Это произошло 28 декабря. Его настиг шторм. Скорость ветра доходила до 25 метров в секунду, а его порывы и до 30-ти! Высота волн достигала 4 метров. Обледенелое судно мгновенно затонуло, весь экипаж смыло за борт. 17 моряков погибли и спастись удалось только двум членам экипажа…
Мы уже ощущаем близость материка. Справа, чуть позади кормы приветливо мигает своим фонарем маяк, берег опоясал белый воротник берегового припая. Мы уже в Белом море. Вертолет вновь поднимается в небо, тащит в огромной авоське дюжину бочек с дизельным топливом: его ждут на метеостанции Абрамовский Маяк. Совсем низко над волнами носятся чайки, как будто скользят над ними. Опять к непогоде?
Ночью встали на якорь. Море словно дремлет и с ласковым рокотом катит волны, залитые серебром луны. Сталкиваясь между собой, их гребни пенятся, ветер срывает верхушки зайчиков, разнося брызги. Завтра заканчивается наша долгая арктическая эпопея. Капитан уже заказал в Архангельском порту лоцмана для проводки в Соломбальский терминал через устье Северной Двины. Экипаж готовится к прибытию. Потихоньку и мы собираем вещи. До финиша экспедиции «РоссиЯ-2021» остались считанные дни. Но нам, после воссоединения с основным составом команды, предстоит еще сложный пешеходный этап через Кавказский хребет, по заснеженным и лавиноопасным склонам Биосферного Кавказского заповедника, от Архыза до Красной Поляны. Даже не верится, что позади 10 месяцев экспедиции вдоль границ нашей необъятной России и 80 дней Северного морского пути!
Волны тихо и ласково шепчутся о чем-то друг с другом. Прощай, седое Белое море, прощай, Арктика!
Рустам Сиразетдинов, журналист экспедиции «РоссиЯ — 2021»
Я много лет являюсь членом Союза журналистов и Русского географического общества. Участие в экспедиции «РоссиЯ — 2021» для меня имеет очень большое значение. Раньше я считал, что объять необъятное невозможно. Теперь уверен, что это нужно хотя бы попытаться сделать. Каждый уголок нашей страны имеет свой неповторимый облик и шарм, обладает своим секретом, хранит свою тайну. Увидеть, познать и передать увиденное всем россиянам — такой я вижу свою роль в этой экспедиции.
Справка:
Организаторы экспедиции «РоссиЯ — 2021» — Федерация спортивного туризма России, Русское географическое общество и Министерство просвещения РФ.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Партнерами выступают образовательный центр «Сириус», Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова, Курорт Красная Поляна, авиакомпания Utair, Институт географии РАН, телеканал «Моя планета», «Бессмертный полк России», Финансовый университет при Правительстве РФ, проект «Молодые лидеры будущего», Ассоциация пресс-служб Краснодарского края и др. Руководит экспедицией Константин Мержоев, координаторами являются Алексей Ярошевский, Иван Чайка и Христофор Константиниди.
Фотографии, сделанные за время путешествия и демонстрирующие многообразие и красоту природы, войдут в книгу «Живописная Россия». Также по итогам экспедиции планируется выпустить документальный фильм.
Над текстом работали: Рустам Сиразетдинов, Александр Старков
Фото: Андрей Паршин, Рустам Сиразетдинов, Александр Кащеев