Удочка гринвошинга

В последнее время такое явление как "гринвошинг", или "зелёный камуфляж" становится всё более популярным. Что же это такое и как помогает улучшить экологическую обстановку?

Гринвошинг (от англ. greenwashing) — зелёный камуфляж — это вид экологического маркетинга, где широко применяется "зелёный" пиар и методы, целью которых является введение потребителя в заблуждение касательно целей производителя в экологичности продукции или услуги, таким образом представляя компанию и продукт в благоприятном свете. То есть, производители, занимающиеся гринвошингом, только создают видимость экологически-ориентированной компании для увеличения продаж, но на самом деле ничего не предпринимают на благо природы, а иногда и вовсе усугубляют ситуацию.

Рассмотрим несколько примеров этого явления. Во многих гостиницах и отелях посетители могут увидеть табличку с просьбой использовать полотенца дважды, якобы это помогает сэкономить воду и уменьшить расход моющих средств, которые загрязняют реки и озёра. Однако выяснилось, что экологичным подходом компании либо прикрывают поломку прачечной, либо таким образом снижают издержки.

У бренда H&M есть линейка одежды "H&M Conscious", в которой, по заверениям фирмы, представлены товары из полностью переработанных материалов. На самом деле, это обычная продукция, в состав которой входит полиэстер (то есть даже не натуральная ткань). К сожалению, подобные примеры встречаются у огромного количества крупных брендов. Помимо этого, компания H&M занимается сбором вещей на переработку. В действительности же, она их никогда не утилизировала. Фирма отправляла вещи на склад пересортировки, откуда непригодная для продажи продукция попадала на заводы в ОАЭ и Германии для дальнейшей переработки. Но, во-первых, вещей из России там никогда не было. Во-вторых, на складе одежда совсем не сортировалась, а продавалась секонд-хендам, которые выбрасывали "непродаваемое".

Бренды Nike и Reebok стали выпускать продукцию из переработанных материалов. Казалось бы, отличная инициатива. В чём здесь гринвошинг? Дело в том, что заявляя о себе как об экологичных компаниях, они при этом сжигают отходы от производства и бракованные товары на кирпичных заводах в Камбодже. От этого сильно страдают рабочие, так как эти вещи содержат токсичные химикаты. Их горение сопровождается шлейфами черного удушливого дыма. Сотрудники заводов постоянно сталкиваются с кашлем, простудой, гриппом, кровотечениями из носа и воспалением легких. Это также усугубляет углеродный след одежды, несмотря на обязательства производителей сократить выбросы. Этот процесс сильно влияет на изменение климата, жители жалуются на отсутствие урожая из-за непредсказуемых погодных условий. Количество кирпичных печей увеличивается, одежду сжигать выгодно, так как она является выгодной альтернативой дорогой древесины.

Стоит отметить, что подобных примеров зеленого камуфляжа очень много. Но почему бренды так любят экомаркетинг? В условиях пандемии коронавируса у людей возросла потребность в заботе о себе, здоровом образе жизни и проблемам экологии. Поэтому компаниям выгодно создавать впечатление того, что они обеспокоены состоянием нашей планеты, при этом получая больше доверия и клиентской лояльности.

Таким образом, мы выяснили, что гринвошинг — очень распространенное явление. Многие люди по-настоящему хотят заботиться об окружающей среде и помогать "спасти планету", но не у всех есть возможность вести активную деятельность, поэтому они выбирают более простые варианты, как, например, сдача вещей на переработку, но в результате довольно часто оказываются обманутыми.


Источники:

Автор: Крымская Анастасия, Журфак МГУ

Тэги: