head-bg-picture

Уральские спелеологи побывали на "обратной стороне горы"

Топосъемка в пещере Семь Пятниц. Фото: Евгений Чубарь

Топосъемка в пещере Семь Пятниц. Фото: Евгений Чубарь

Уральские спелеологи побывали на "обратной стороне горы" Уральские спелеологи побывали на "обратной стороне горы"

В первой декаде марта при поддержке Ассоциации спелеологов Урала и Свердловского областного отделения РГО состоялась экспедиция городского клуба спелеологов Екатеринбурга на Северный Урал.

В ней приняли участие 23 человека: спелеологи из Екатеринбурга, Тюмени и Перми; дайверы из Екатеринбурга, фотограф Елена Малафеева, а также группа заброски на машине и снегоходах. Возглавил экспедицию Евгений Цурихин из Екатеринбурга.

Цель экспедиции – исследование подводных гротов пещеры Таёжной, фото- и видеосъёмка, исследование и топосъёмка пещер Северной, Семь Пятниц и Манок. Экспедиция завершена успешно, итоги камеральной обработки свидетельствуют о развитии спелеологии на Урале.   

Заброска 

Северный Урал до сих пор остаётся сложным районом для туризма, и хоть его нередко выбирают для своих путешествий экстремалы, однако справляются с маршрутами, как правило, подготовленные и специально обученные туристы.

Почему в одно из самых труднодоступных мест, требующее тщательной проработки и выполнения многоступенчатой заброски большого количества людей и груза, экспедиция спелеологов отправилась именно в марте, когда регион покрыт глубоким снегом?

"В это время самая высокая прозрачность воды в озере, расположенном в пещере. К тому же, если становиться лагерем в зимние месяцы у пещеры Таёжной – морозно, если забрасываться позже – вскрывается река Вижай, и проблематично через нее перебраться", – объясняет Евгений Цурихин. Именно поэтому и выбрано начало марта. 

До посёлка Вижай, где находится базовый лагерь, участники экспедиции добирались на личном автотранспорте. Всего было задействовано шесть машин. Обильный снегопад, прошедший накануне, затруднял прохождение даже ГАЗ-66, на котором предполагалось забрасываться на участок реки Вижай, где находятся пещеры, являющиеся целью экспедиции. По дороге на посёлок манси Ушму без проблем проехали семь километров.

Дальше путь лежал по заваленной снегом лесной дороге на заброшенный посёлок Верхний Вижай. Машину вёл Сергей Черноскутов, рядом на снегоходе с волокушей ехал Илья Секерин. На первом же подъёме машина забуксовала, пришлось всем участникам выйти и идти за машиной, иногда подталкивая её. Ещё пять километров с трудом были преодолены за полтора часа, далее можно было проехать только на снегоходе. Отсюда до лагеря и скал Илья за четыре рейса перевёз всё снаряжение. Остальные участники, прихватив по рюкзаку, прошлись по снегоходной дороге. Больше суток добирались до лагеря у Таёжной пещеры, добрались 8 марта к середине дня. 

Во второй половине дня Илья и Михаил Секерины на снегоходе проторили путь к участку реки Вижай, где намечалось проведение работ в пещерах Северной, Семь Пятниц и Манок. На саму реку им выехать не удалось из-за обрывистого берега, но проложенная дорога существенно упростила передвижение групп: до пещер оставалось пройти по реке менее одного километра. 

Таёжная 

В первый же день начали и погружение в пещере Таёжная. Основная группа спелеологов после обеда помогала спускать снаряжение трёх дайверов и двух фотографов,  что было сделано к 19 часам.

"Спустили груз, фотографов, в том числе безопасно спустили людей, которые не умеют пользоваться вертикальным снаряжением, – рассказывает Евгений Цурихин, – и в 19 часов дайверы оказались на берегу подземного озера. И вот представьте себе картину: огромный грот, стены теряются в темноте, но нашему фотографу удалось всё же передать его внутренний вид. Впервые нам удалось сделать профессиональные снимки, и теперь тот, кто не видел пещеру изнутри, сможет составить о ней полное представление". 

Главной целью экспедиции было продолжение подводных исследований в подземном озере Таёжной. Ранее, в экспедициях 2012–2018 годов, спелеодайверами в этой пещере было частично обследовано три подводных грота – им. Владимира Киселёва, крупнейшего на Урале; грот Воронка и Третий грот. Оставались малообследованными стены грота им. В. Киселёва на среднем и верхнем уровнях. Подводникам Максиму Козионову, Павлу Ковалёву и Григорию Ильиных необходимо было провести поиск новых объёмов и направлений развития подводной части пещеры. А также произвести фото- и видеосъёмку подводной части пещеры.

Время первого погружения составило 61 минуту, максимальная глубина – 32 метра. Съёмка производилась вдоль проложенного ранее ходового конца. Отснята подводная часть от развилки, полностью отснят первый, второй и третий гроты. На снимке хорошо видно стену и огромный подводный грот, который просветить невозможно, где двигаться можно только вдоль стенок. И масштаб этого представить сложно. По видеосъёмке можно приблизиться к пониманию момента. 

На следующий день было выполнено исследовательское погружение. Осмотрены первый, второй и третий гроты. Второй грот имеет возможные направления развития. В гроте Киселёва проведено исследование склона, на участке между первым и вторым каньонами. В результате осмотра выявлено наличие объёма на указанном отрезке, произведён осмотр с установкой ходового конца. Общая длина проложенного в новом объёме ходового конца составила 130 метров. Удалось подняться от стационарного ходовика на глубине 32–33 метра, до отметки 14 метров. Условно новый объём можно разделить на два участка: первый –  с двумя выходами от стационарного ходовика, второй –  с одним. Предположительно, два участка могут соединяться между собой. Имеются перспективные направления дальнейшего развития данного объёма в глубь массива и дальше вверх по склону. Третий грот не имеет видимых перспектив развития.

Пещера Северная

В первый же день три человека пошли в пещеру Северная, в которой спелеологи очень давно не работали. "Эта пещера у нас считается заповедной, мы ходим туда со специалистами – гляциологами, палеонтологами. Для отбора проб, для проведения каких-то научных наблюдений, – продолжает рассказ Евгений Цурихин. – Но там оставался в гроте СГС  один ход, под потолком, в который пытались проникнуть в 2011 году. Тогда Сергей Величко из Новокузнецка и Николай Герасимов из Перми поднялись на высоту около 20 метров, далее было видно продолжение восходящего колодца, а людской ресурс был исчерпан. Теперь у нас появились молодые сильные ребята, которые решили закончить восхождение".  

Удалось это сделать Павлу Калабину и Егору Ходыреву при поддержке "на земле" Андрея Грачёва. Было совершено восхождение в колодец, приходящий сверху. И им удалось подняться ещё на десять метров, при этом они увидели логический конец хода – сужающуюся щель, в потолке отверстие диаметром 30 сантиметров, в которое теоретически можно проникнуть, но на это ещё потребуется время. А пока эта работа отложена. Все это происходило под потолком огромного грота, плохо различимого снизу. При восхождении частично использовались точки опоры, оставленные предыдущими спелеологами. Восхождение продолжалось шесть часов. 

Семь Пятниц и каскад

На второй день одни участники экспедиции сопровождали дайверов, другие – фотографов, чтобы показать красивые места. А большая часть команды пошла на вышележащий участок реки, чтобы исследовать пещеру, которая была найдена в июле 2018 года и названа Семь Пятниц.  

Вообще на этом участке реки Вижай несколько пещер: Бобровая Ледяная – длиной 50 м, Бобровая Водяная – 20 м, ТБ – 20 м, К-15 – 15 м. Все они были найдены в июле 2009 года во время сплава. В сентябре 2009-го пещеры исследовали и нашли новую, получившую название Манок, – более 50 метров. Такое название пещера получила по причине того, что она манит с воды входом, но в неё очень трудно попасть, так как находится она в отвесной скале. Ещё одна пещера Расщелина – более 40 метров. Вот такой каскад.

Летом  2018-го Егор Ходырев смог спуститься в Расщелину более чем на 30 метров, далее возникла необходимость в использовании вертикального снаряжения. Тогда же двойка спелеологов при обходе скального массива со стороны реки обнаружила ранее неизвестный вход. Первые метры обнаруженной пещеры были подтоплены, далее простирался коридор с влажной глиной на полу. Первое же исследование новой пещеры, получившей название Семь Пятниц, выявило в ней более 300 метров ходов, включая два крупных грота. Интересно, что исследователи в одной из галерей слышали шум и голос Егора, но пройти к месту возможного соединения пещер не удалось из-за преграждающего путь озера. При последующем заходе в пещеру был обнаружен ещё один ход с самым большим в этой пещере гротом. И поскольку вход в пещеру Манок находится над входом в Семь Пятниц в отвесной скале на уровне двадцати метров, то вполне очевидно, что эти пещеры также могут соединиться. Поэтому в этой экспедиции были продолжены исследования в Семь Пятниц и Манок, в том числе и на возможность их соединения. 

Из рассказа Евгения Цурихина: "Мы идём по колено в снегу, а снизу ещё вода. Нам остаётся пройти по целине 700 метров. У основания скалы находится вход в пещеру Семь Пятниц. Для чего мы зимой сюда пришли? Зимой пещеры промерзают, и мы надеялись по озеру, которое стало для нас преградой летом, теперь пройти, и это произошло. Вход в пещеру Семь Пятниц узкий, весной он затапливается, летом – мокрый, а зимой – сухой. Снег вместе убрали, открылся небольшой лаз, потом мы поставили табличку, все пещеры мы маркируем для потомков, чтобы было понятно, что это за пещера, в каком году её исследовали. Две группы спелеологов остались проводить топосъёмку основных ходов и гротов. Всего было отснято около 500 метров. Работу осложняла низкая температура воздуха – минус 7–10 ºС и сильный поток холодного воздуха".

Пока шла топосъёмка в пещере Семь Пятниц, Евгений Цурихин с Павлом Калабиным сделали восхождение по скале ко входу в Манок. Очень сложно было подниматься по отвесной скале, закидывали верёвку с молотком, направляя её вокруг дерева, чтобы потом повесить нормальную верёвку и взобраться со снаряжением. Оказалось, что Манок практически расположена вертикально над Семью Пятницами. То, что увидели Евгений с Павлом, выглядело примерно так: большие гроты, потрескавшийся в виде пятиугольников глиняный пол. Понятно, что в какие-то годы вода поднимается и затапливает пол нижнего грота.

Цель спелеологов – "соединить" две пещеры. "Я обнаружил горизонтальный вход, сколько-то в него пролез, вход сужался, на полу был лёд, значит, протекал ручей. Шёл он как раз в нужном направлении, в сторону пещеры Семь Пятниц. В то же самое время в пещере Семь Пятниц исследован боковой ход длиной более 30 метров, идущий в сторону нижнего грота пещеры Манок. Ход заканчивается узкой щелью со льдом на полу, по виду – той же самой, что я видел со стороны Манка. Глазомерная топосъёмка также подтверждает возможное соединение пещер", – подвёл итог Евгений. 

В результате исследований был сделан план трёх пещер, которые соединяются между собой, то есть это одна большая система пещер. В ходе экспедиции в пещере Семь Пятниц отснято более 500 метров, в Манок – 80. Вместе с входом и Расщелиной сейчас длина пещеры составляет порядка 700 метров, 500 из которых исследовано в ходе настоящей экспедиции. В настоящий момент эта пещера по длине на восьмом месте в Свердловской области. 

Наталья Паэгле – по экспедиционным материалам Евгения Цурихина