Успешно завершена экспедиция на пик Мустая Карима в Кабардино-Балкарии

15 сентября 2018 года группа из Башкирии в составе 4-х человек — действительного члена РГО Александр Лынника (руководитель группы), Айрата Максадова, Андрея Шмальца и Николая Койкова — прибыла в Минеральные воды. В аэропорту нас встретили Кабардино-Балкарские друзья. Уже через три часа прибыли в Нальчик, где поселились на даче у вице-президента Федерации альпинизма, скалолазания и спортивного туризма Кабардино-Балкарии Бориса Мазировича Гумаева. Хозяин дачи принял группу по всем законам кавказского гостеприимства. После импровизированного ужина мы комфортно разместились на двух этажах для отдыха. На следующий день группа занималась подготовкой к восхождению: закупали продукты, комплектовали снаряжение. В этот же день мы совершили свой первый акклиматизационный поход на гору Нартан высотой 999м.

Она самая высокая на гребне, который тянется вдоль реки и мимо городского парка. С вершины открывается замечательный вид на Долинск, пойму Нальчика и лесистые горы на западе. Сначала дорога проходила по Нальчикскому терренкуру (лестница из 1000 ступенек) на гору Большая Кизиловка. Чтобы забраться на нее, предстояло преодолеть большое количество ступенек, отсюда и народное название. Мы поднялись на высоту 843 м над уровнем моря (при этом сам город лежит на высоте около 500 м). Добавим, что Терренкур в Нальчике — это пологий подъем. Пройти по нему один раз очень любопытно, да и полезно. Многие нальчане, в том числе и пожилые, этот маршрут пробегают каждое утро.

К сожалению, панорамных видов во время подъема практически нет, так как дорога скрывается в зарослях зелени. Зато есть беседки с лавочками, можно посидеть и передохнуть. Когда лестница закончилась, дорога пошла среди леса, где возвышались огромные папоротники.

Тропинка вывела нас на самую высокую его точку — гору Нартан (999 м.). После отдыха и осмотра панорамы гор мы отправились в обратный путь по той же дороге к селению Хасанья. Спуск к Хасанье возможен в любом месте, но лучше спускаться по сено-лесовозным дорогам. Так мы и сделали. На вершине горы к нам присоединились еще три альпиниста, которые вместе с нами восходили на пики Карима и Кулиева. Это настоящие профессионалы своего дела Александр Черинько и альпинистка Тамара Симонова.

Итак, на следующий день вся группа из девяти человек организованно, на двух внедорожниках, выдвинулась в Чегемское ущелье на турбазу "Башиль". Мы выехали из Нальчика в направлении Чегема и углубились в ущелье еще на 60 километров.

Напомню, Чегем в переводе с балкарского означает "Пограничная река". Он образуется реками Башиль-Аузу-Су и Гара-Ауз-Су. Эти реки вытекают из вечных снегов и ледников Главного Кавказского хребта. Длина реки (вместе с Башиль-Аузу-Су) немалая — 103 километра.

Проезжали мы и знаменитые Чегемские водопады.

Они находятся примерно в первой нижней трети Чегемского ущелья. Туда вела относительно неплохая дорога, так как эту достопримечательность показывали многим туристам. Всего их здесь три. Это Малый Чегемский водопад, или Адай-Су (Девичья коса). Далее начинается Чегемская теснина Су-Аузу— "Вода из горла". Ширина ущелья в самом узком месте уменьшается до 25 метров. Горы возвышаются над тесниной на несколько сотен метров.

Я никогда ничего подобного в жизни не видел! В пределах этой теснины и находятся Большие Чегемские водопады. Первым открывается водопад на речке Сакал-Туп. Подальше можно увидеть Главный Чегемский водопад на речке Каяарты. Он считается самым красивым и представляет собой целую группу водопадов. Часть воды падает в Чегем в виде небольших каскадов с высоты 50–60 м, другая сочится из расщелин скал. Однако, самый большой (72 м) водопад Абай-Су расположен на притоке Башиль-Аузу-Су и менее известен туристам из-за труднодоступности. Однако для нас он был в пешей доступности из турбазы "Башиль".

За водопадами дорога стала значительно хуже. Однако вплоть до сел Эль-тюбю и Булунгу (с тюркского — "залив", излучина реки") она оставалась еще сносной.Вечером мы сделали остановку в селе Эльтюбю.Здесь в окружении древних скал 1 ноября 1917 года родился известный балкарский поэт Кайсын Кулиев. В свое время в Нальчике во время благотворительного концерта было собрано более 250 тыс. рублей на строительство мемориального комплекса "Сто шагов к Кайсыну", возводимого энтузиастами в верховьях Чегемского ущелья — селении Эль-Тюбю. "Сто шагов к Кайсыну" — это настоящая книга в камне!

Она содержит сто лучших стихов поэта, высеченных на мраморных плитах и вмонтированных в стену, сложенную из природного камня. Стена длиной 350 м подпирает склон вдоль дороги, ведущей к сакле, где родился поэт, и защищает дорогу от осыпи. Напомним, в годы Великой Отечественной войны стихи Кулиева звучали по радио на 14 языках Европы в сводках Совинформбюро. Его книга о годах изгнания "Раненый камень" стала лауреатом Государственной премии им. Горького, а на стихи Кулиева написано более 50 песен.
Как известно, балкарцы были насильно выселены в 1944-ом году в Среднюю Азию. После реабилитации лишь небольшая часть вернулись в эти родные места. От Булунгу до нашей турбазы "Башиль" еще 15 километров проселка. Турбаза расположена в заповеднике в отрогах Главного Хребта Большого Кавказа, на берегу реки в огромном сосновом лесу на высоте 2150 м над уровнем моря. Она была создана в 1970-ом году.Турбаза "Башиль" получила свое название от имени ущелья, в котором она расположена — Башиль-Ауз. Здесь нам предстояло переночевать.

Встав рано утром, мы стали собирать снаряжение. На место штурмового лагеря вышли в 12 часов. Подъем в лагерь, на высоту 2500 метров над уровнем моря, занял у нас около 2-х часов. Расположившись у подножия горы на великолепной поляне, мы стали готовиться к ночлегу. Быстро собрав палатки и поужинав, мы совершили еще один подъем на высоту 2880 метров.

Мною было принято решение не подниматься выше. Надо было сохранить силы для восхождения, ведь предстоял длительный и не простой путь к двум вершинам. В лагерь группа вернулась к 18 часам. Добавлю, что в это время место, откуда мы спустились, было затянуто туманом, что лишний раз подтвердило правильность выбранного решения.

Ночь была спокойной, но сон не шел. Видимо, сказывался слишком сжатый период акклиматизации. Тем не менее, уже в 5 утра мы двинулись в путь. Вся группа из девяти человек была хорошо подготовлена физически. Подъем не был простым. Трудные проходы по так называемым моренам и мордобоям, переходы через горные реки и ледники, подъем по крутым сыпучим склонам.

Восхождение на Пик Мустая Карима и Пик Кулиева заняло у группы 14 часов. Поднявшись на Пик Мустая Карима, мы выполнили реконструкцию крепления памятной таблички.

Далее группа разделилась на две подгруппы: одна пошла вниз, другая на Пик Кайсына Кулиева. Подъем и спуск на Пик Кулиева (высота около 4000 м) занял еще полтора часа. Сменив содержимое пенала на вершине и вложив в него свой список восходителей, группа начала спуск. Пройдя самые опасные склоны, две группы вновь объединились. Это произошло на леднике. Попив горячего чаю, все организованно пошли в штурмовой лагерь. В лагерь пришли еще засветло. Наскоро поужинав, мы успели еще до захода солнца свернуть лагерь и выйти на базу "Башиль". В базу пришли глубокой ночью. Тут же сели в машины и выехали в Нальчик. Там провели все оставшееся время до вылета в Москву. Побывали на рынке, посмотрели город, а вечером собрались с нашими друзьями в ресторане. Там нам были вручены сертификаты восхождения на пики Мустая Карима и Кайсына Кулиева. Сертификаты подписал президент ФАССТ КБР, 57-летний альпинист из Кабардино-Балкарии Абдулхалим Мукаевич Эльмезов, дважды покоривший Эверест, доставивший на Эльбрус Олимпийский огонь Зимней олимпиады в Сочи.

Мы тоже отблагодарили своих друзей из КБР настоящим башкирским медом и другими подарками.

Затем нам предстоял путь домой. В Уфу вернулись 21 сентября. Группа выполнила задание на все сто процентов. И была выполнена главная цель — укрепление дружбы между народами двух республик.

Текст и фото: Александр Лынник, руководитель экспедиции.