В Охотском море первые российские китобои появились в 1863 году. Они использовали брошенную базу Российско-Американской компании в бухте Мамга в западной части Тугурского залива, где вели разделку китов и получали ворвань. Об этой бухте существует много легенд и книга о капитане Лигове, но реальная история интереснее легенд. Члены Хабаровского краевого отделения РГО А.И. Легянис и С.Ф. Золотухин в июле 2024 г. посетили бухту Мамга и осмотрели место, где находилась база китобоев. В расположенном вблизи селе Тугур на стене местной школы они установили памятную табличку в честь первых китобоев.
Российско-американская компания, основанная в 1799 г., закупала мелких китов (белух) добытых нивхами и эвенками в Охотском море и построила в бухте Мамга базу, но быстро переключила свой промысел на каланов и котиков у Командорских островов.
В 1847 г. американские шхуны обнаружили скопления гренландских китов в районе Шантарских островов. Уже в следующие годы туда устремились иностранные китобои. Появилась необходимость охранять запасы китов. Главное правление Компании предлагало возложить обязанность охранять китов «одному из крейсеров камчатской флотилии» и сделать постоянной базой для него Шантарские острова с целью удаления от них иностранных китобоев. Однако это пожелание не было учтено в инструкции охранным крейсерам, утвержденной императором 9 декабря 1853 года. Таким образом, Охотское море в 50-е годы XIX века фактически было объявлено правительством России открытым для иностранных китобоев.
В 1862 г. россиянин Отто Линдгольм, купив базу Компании и шхуны, начал добычу гренландских китов. Он отбуксировывал их в бухту Мамга, где животные перерабатывались в ворвань. Зафрахтованное судно из Николаевска-на-Амуре возило ворвань в Гонолулу и Сан-Франциско. Американские китобойные суда также заходили в бухту Мамга для ремонта своих судов. Отто Линдгольм использовал базу в бухте Мамга до 1876 г.
Во второй половине XIX века началась эра нефти, из которой делали керосин, заменивший ворвань, до этого считавшуюся лучшим топливом для осветительных приборов. Организовывать китобойные экспедиции стало менее прибыльно. Затем снизились цены на китовый ус. Правительство США пыталось принять меры к сохранению китобойной флотилии, поскольку именно китобои всегда поставляли лучшие кадры для военного флота. Однако все предпринятые шаги оказались неэффективными, массовый китобойный промысел в Охотском море ушел в прошлое.
Ныне бухта Мамга в Тугурском заливе не интересует даже туристов. И только киты остаются полноправными хозяевами этих вод.



