Туляки увидели извержение вулкана и встретили белочек

Ключевская сопка. Фото: Андрей Душанкин
Ключевская сопка. Фото: Андрей Душанкин

В далеком 1725 году под руководством Витуса Беринга началась Первая Камчатская экспедиция. Главной целью экспедиции было узнать – сходятся ли Азия с Америкой? Одним из участников тех эпохальных событий, впоследствии получивших общее название Великая Северная экспедиция, стал уроженец наших мест Алексей Чириков. Уже в ходе Второй Камчатской экспедиции моряки пакетбота "Святой Павел" под его началом первыми достигли берегов Северо-Западной Америки. Выяснилось, что между континентами существует пролив, впоследствии получивший имя Беринга.

В память о подвигах земляков туляки регулярно отправляются на Камчатку в сложные спортивные маршруты под общим девизом: "Потомки помнят...  Потомки должны помнить!". В августе текущего года еще одна группа, в состав которой вошла и автор этих строк, отправилась в дальний камчатский вояж. И даже возможность новых землетрясений, о которых трубили все новостные каналы, не помешала нам выполнить задуманное.

1 августа группа прилетела в Елизово и началось знакомство с краем – с традиционной красной икры. Все остались довольны "дегустацией", к тому же надо было приободрить друг друга: на следующий день предстояла 8-часовая поездка к началу маршрута в поселок Ключи. Этот этап, помимо его длительности, запомнился вторым (после икры) ярким впечатлением: дорогу перебежал медвежонок. Взирали мы на него с восторгом – из окна автобуса это делать куда приятнее, нежели столкнуться с ним на маршруте...

По прибытию в Ключи мы отправились проконсультироваться по маршруту, да ни с кем-нибудь, а с главным вулканологом! Он указал  максимально опасные и безопасные точки маршрута, а также пояснил некоторые детали по нитке пути.

Взяв во внимание все рекомендации, мы отправились в путь. Не сказать, что он был сильно тернист, но все же определенных трудностей мы не избежали, преодолев их вполне успешно.

Путь наш пролегал через Ключевскую группу вулканов. И, конечно, самым ярким впечатлением стала пышущая огнем Ключевская сопка. Она выбрасывала огромные столбы пепла и извергала из себя невероятной красоты огненно- оранжевый поток лавы… Зрелище завораживающее и фантастическое!

_dsc4476.jpg

Ключевская сопка в действии. Фото: Андрей Душанкин
Ключевская сопка в действии. Фото: Андрей Душанкин

Разумеется, такого рода явление порождает определенные последствия. Нам пришлось отказаться от восхождения на перевал Плоский и вершину вулкана Ушковский. Звуковая волна от извержения Ключевской сопки была настолько сильной, что из-за нее происходили камнепады и ледопады на подъеме к вышеупомянутому перевалу. Перед нами встала дилемма: продолжить движение по запланированному маршруту через перевал Вулканологов на восток или уходить на юг по леднику Богдановича? Выбор осложнялся еще тем, что у одной из участниц температура поднялась выше 39 градусов. В итоге мы приняли решение отправиться в высокогорный модуль на перевале "Кратерный" для обеспечения заболевшей относительного комфорта.

В течение двух дней вынужденного отдыха группа проводила разведку по результатам которой было принято решение идти на перевал Вулканологов. И первое же серьезное препятствие на пути чуть не заставило нас снова пересмотреть свои планы. Представьте себе несущийся с горы водно-грязе-пепельно-магмовый поток, один вид которого вызывает дрожь: «Нам через него надо перейти?! Это же невозможно!» Женская половина похода присела передохнуть и привести мысли в порядок, а мужская высматривала наиболее подходящее место для переправы. Таковых не нашлось, поэтому ребята стали сваливать камни вниз, чтобы хоть как-то подготовить "мостик" для импровизированной переправы.

_dsc4528.jpg

Воротников Михаил и Руслан Аветисов сваливают камни для переправы. Фото: Андрей Душанкин
Воротников Михаил и Руслан Аветисов сваливают камни для переправы. Фото: Андрей Душанкин

После некоторых, увы, безуспешных усилий стало ясно – без навесной переправы не обойтись. Руководитель похода Михаил Воротников скомандовал: "Надеть системы" и мы уже начали доставать снаряжение. Вдруг мы (как оказалось потом, только девчонки) услышали громкий крик Миши: "Топор упал! Руслан, беги! Девчонки, рюкзаки –  быстро!"

Мы ничего не поняли – какой топор? почему Руслану за ним бежать? а как же системы? – но команды руководителя обсуждению не подлежат. Все вещи мы быстро-быстро подсобрали и начали перебрасывать рюкзаки друг другу, а Миша в свою очередь Руслану, который как-то уже оказался на другом берегу. Вскоре там собралась и остальная часть команды. Вот тут то мы и дали волю смеху! В действительности Михаил произнес: "Напор упал!". Где-то вверху обрушился вал камней, перекрыв все русло и совершив для нас настоящее чудо: только что огромный поток воды бежал с невероятной силой и скоростью, как вдруг он словно иссяк, и мы его легко перешагнули. Благодаря моментальной оценке ситуации руководителем мы переправились на противоположный берег в считанные минуты, а ведь такое природное явление и длится мгновение. Уже через 15 минут поток воды прорвал каменную плотину и хлынул с новой силой. Как же мы благодарили Мироздание за то, что так удачно все свершилось. Камчатка явно благоволила нам! Но впрочем, это было только начало ...

Дальнейший путь пролегал по закрытому леднику, двигались двумя связками по три человека. Автор шла в связке второй, в какой-то момент призадумалась и пошла не след-в-след за впереди идущим. И тут же поплатилась за беспечность, угодив по подмышки в ледовую трещину. Ух и страшно же было! Ноги в ботинках скребут по ледовым стенкам трещины, не могут зацепиться и болтаются в пустоте, а внизу бездонная черная вода. Меня охватила паника, начала звать на помощь ведущего связки (и по совместительству – супруга) Аветисова Руслана. Успокоил, вытащил в два счета, отругал за невнимательность, все-таки серьезный поход: на кону не только собственные жизнь и здоровье, но и товарищей. Следом и Оксана по колено угодила в лед. Но как бы там ни было, шаг за шагом мы добрались до перевала Вулканологов.

tatyana_i_ruslan.jpg

Татьяна Глинка и Руслан Аветисов. Фото: Андрей Душанкин
Татьяна Глинка и Руслан Аветисов. Фото: Андрей Душанкин

На следующее утро мы совершили пять переправ в ледяной воде (теперь у меня температура была за 38) и одно спортивное первопрохождение.  Преодолев еще ряд серьезных препятствий, группа спустилась в альпийскую зону, как оказалось, богатую грибами и ягодами. Мы вдоволь наелись голубики с шикшой, и даже то, что они были с пеплом, ничуть не смущало. Подберезовики оказались скорее «надберезовиками», где еще увидишь гриб выше самого дерева? Отобедали супом с грибами и отужинали  кашей с грибами, с любовью приготовленными для нас Маргаритой и Оксаной.

Что еще вызвало восторг в нас, правда, с некоторым замиранием сердца, так это многочисленные хозяева этих мест – медведи. Завидев их, мы начинали громко-громко шуметь, поднимали руки вверх, памятуя советы бывалых, чтобы визуально сделать себя еще выше. Возможно это действовало, а может медведи просто принимали нас за ненормальных? В любом случае звери, завидев нас, неспешно огибали компанию туристов стороной, всем своим видом выказывая полное безразличие и даже некоторое пренебрежение.

e-tp-_-tz-tv.jpg

Хозяин земли Камчатской. Фото: Михаил Воротников
Хозяин земли Камчатской. Фото: Михаил Воротников

Флора и фауна Камчатки удивительно разнообразна, каждый день здесь сменялись ландшафты: то пыхтящие вулканы, то "парк Юрского периода", то выжженная пустыня.

Видели мы множество евражек, более известных как суслики. А однажды ребята сказали нам, девчонкам: "Смотрите, белочка!" А мы так им: "Белочка?! Эка невидаль, их у нас и в Туле полно!" А ребята: "Да вы только взгляните!" Подняли мы глаза, а там черные пушистики с белым брюшком, ну просто умиление какое-то, да и только!

По итогу удивительного, величественного и чудесного в нашем путешествии было в разы больше, чем трудного, страшного и тревожащего. Главное – правильно проработать маршрут и, если вы уж собрались идти туда, где вулканы, обсудить все с вулканологом! Всем интересных путешествий и новых собственных открытий!

Член Русского географического общества

Татьяна Глинка