В 2023 году исполнится 95 лет экспедиции по спасению экипажа Умберто Нобиле

Спасение экспедиции Умберто Нобиле. Фото: открытые источники Интернет

В январе 2023 года состоялась встреча Почётного Президента Союза Радиолюбителей России (СРР ) Дмитрия Воронина с руководителями Костромского и Ханты-Мансийского региональных отделений Русского географического общества Романом Рябинцевым и Михаилом Савченко, в ходе которых обсуждались вопросы взаимодействия организаций по направлениям деятельности, представляющим взаимный интерес.

 В частности, для Костромской организации представляет интерес предстоящий юбилей экспедиции по спасению в 1928 году экипажа дирижабля под руководством Умберто Нобиле. Спасение стало возможным благодаря жителю села Вохма Северо-Двинской губернии (ныне районный центр Костромской области) Николаю Шмидту.

В 1928 г. итальянский дирижаблестроитель У. Нобиле предпринял новую попытку достигнуть Северного полюса.

o5s6hopkiohex.jpeg


Умберто Нобиле. Фото: открытые источники Интернет

Дирижабль стартовал со Шпицбергена. В ночь с 23 на 24 мая "Италия" прошла над полюсом. Дирижабль не смог снизиться из-за сильного ветра, он скользил на километровой высоте со скоростью около 50 км/ч. Пока всё шло в целом неплохо, и "Италия" легла на обратный курс. Однако тут-то и начались настоящие неприятности.

Для начала дирижабль попал в полосу густого тумана. Пришлось снизиться и идти на высоте всего в 150 метров. "Италия" начала покрываться ледяной корой. Около половины одиннадцатого утра 25 мая 1928 года вконец оледеневшая "Италия" начала неуправляемо снижаться. С жутким треском дирижабль врезался в паковые глыбы. Мотогондола оторвалась, после чего полегчавший дирижабль ушёл в небо, унеся шестерых человек, которые уже не могли им управлять. Больше их никто никогда не видел.

763.jpg


Дирижабль "Itaia". Фото: открытые источники Интернет

Два путешественника, сам Нобиле и один механик, переломали ноги, метеоролог Мальмгрен сломал руку. Остальные отделались менее тяжёлыми травмами, но теперь девять человек, из них трое с тяжёлыми травмами, и собака капитана остались на льду. Значительная часть снаряжения улетела на злосчастной "Италии".

Между тем Мальмгрену и ещё двоим полярникам пришла в голову мысль добраться до края льдов самостоятельно. Нобиле этот план не понравился, но члены команды убедили его разрешить разведку. Вышли трое, включая энергичного Мальмгрена. Оставшиеся шестеро находились в очень тяжёлых условиях. Сутками сидеть в палатке, недоедая, — это серьёзное испытание, хотя смерть от голода им не грозила. Хуже всего была неизвестность: радист Бьяджи посылал и посылал в эфир сигналы, которые никто не принимал.

В СССР отреагировали на пропажу "Италии" едва ли не острее, чем в самой Италии. Русские имели большой опыт работ всякого рода в Арктике, поэтому быстро поняли, к чему идёт дело. Сформировали специальный комитет Осоавиахима для спасения экипажа "Италии". А 3 июня двадцатидвухлетний радиолюбитель Николай Шмидт из села Вохма на полусобранной радиостанции случайно уловил сигнал, посланный радистом "Италии". Шмидт тут же дал телеграмму в Москву, а оттуда сообщение стремительно ушло в Рим. С льдины отстучали координаты. Завеса над местом крушения "Италии" лопнула, теперь речь шла о спасательной операции.

shmidt_nikolay_reyngoldovich_foto_1552658195.jpg


Шмидт Николай. Фото: открытые источники Интернет

Шмидт Николай - советский радиолюбитель, радиоинженер, работник органов связи, известный тем, что первым в мире поймал на самодельный коротковолновый одноламповый приёмник сигнал бедствия от экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего катастрофу в Арктике.

Проживая в селе Вохма Северо-Двинской губернии (ныне районный центр Костромской области)и работая киномехаником, Hиколай всё своё свободное время посвящал любимому увлечению - занятию радиотехникой. В основном он конструировал приёмники.
 
Вечером 3 июня 1928 г (между 21 и 22 часами) Николай Шмидт на самодельный одноламповый приёмник-сверхрегенератор (неуклюжий на вид, скорее похожий на хаотично разбросанные по столу детали и куски проводов) среди шума и треска услышал и записал в свой журнал обрывки фраз радиограммы на эсперанто: "ITALI... NOBILI... FRAN... SOS SOS SOS... TERRI TENO EHH". Николай начал догадываться, что это сигнал бедствия (т.н. телеграфный сигнал бедствия - SOS) итальянской научной экспедиции к Северному полюсу под руководством генерала Умберто Нобиле на дирижабле "Италия" ("Italia"), которая стартовала из базового лагеря на Шпицбергене и 25 мая потерпела катастрофу на обратном пути около данного архипелага. Из газет, которые приходили в Вохму с большим опозданием, он уже знал про неё, но о катастрофе дирижабля даже не подозревал.

Из воспоминаний в 1983 г.  ровесника и жителя Вохмы - Меркушева Григория Григорьевича: "Прибегает ко мне Hиколай, страшно взволнованный и говорит, что поймал сигналы о помощи экспедиции Hобиле, а телеграфист отказывается у него принять телеграмму, считая её текст несерьёзным. Мы бросились к моему старшему брату. Всё объяснили ему, и он пошёл с нами к начальнику почты Селезнёву. По его распоряжению, телеграфист принял телеграмму".

Её текст был довольно неясным и гласил: "МОСКВА. ОДР. МУКОМЛЮ. ИТАЛИЯ. HОБИЛЕ. ШМИДТ. 3.VI.28". [Примечание: Яков Васильевич Мукомль в то время был генеральным секретарем Общества друзей радио СССР - ОДР СССР и отв. редактором его журнала - "Радио Всем". Позже, погиб во время ВОВ.] Hа следующий день на почте Вохмы царило небывалое оживление. Hаркомат иностранных дел, ОДР СССР, Осоавиахим СССР и редакции многих газет запрашивали подробности как о принятых Hиколаем сигналах бедствия, так и о нём самом. Просили его продолжить прослушивание эфира. 

Благодаря принятым молодым вохмовцем радиограммам, Совнарком предпринял срочные меры для спасения терпевших бедствие. 

В последующих не менее драматических событиях участвовали ледоколы "Малыгин" и "Красин", советские и зарубежные полярные лётчики, включая экипаж Руаля Амундсена.

nobile-s.jpg


Статья в советской газете. Фото: открытые источники Интернет

967-12-iyulya-2022-goda-94-ya-godovshchina-spaseniya-ekspeditsii-umberto-nobile.jpg


Спасение экспедиции У. Нобиле: ледокол Красин. Фото: открытые источники Интернет

e9006840916a1b2c3a54d4cbe2fd95e0.jpg


Спасение Умберто Нобиле. Фото: открытые источники Интернет

Значительную помощь в спасении итальянцев оказали как раз советские моряки, летчики и исследователи. Вся спасательная операция и  ведущая роль в ней Советского Союза, оказали влияние на положительное отношение международной общественности к нашей стране. 

Подробнее об экспедиции У. Нобиле можно узнать: https://italia.tass.ru/