В Антарктиду за метеоритами

Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

В конце 2014 года в Уральском федеральном университете, было принято решение организовать первую российскую метеоритную экспедицию в Антарктиду, которая была должна войти в состав ежегодной, уже 61 Российской Антарктической экспедиции. Этому решению способствовало падение Челябинского метеорита в 2013 году, который изучал главный специалист по метеоритам – Виктор Гроховский. Зауральские соседи меня пригласили команду, потому что у меня был опыт организации сложных спортивных путешествий в полярных условиях, в Гренландии и российском заполярье.

0118.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

Вот, наконец, 14 декабря 2015 года, я приехал на электричке в Екатеринбург, и экспедиция началась. Самолетами мы добрались до Москвы, потом в Дубаи, далее в Кейптаун, где пробыли 4 дня, докупали продукты, поднимались на окрестные вершины и съездили на мыс Доброй Надежды. Отсюда, 20 декабря мы на российском транспортном самолете ИЛ-76, вместе с учеными из других стран добрались до ледяного аэропорта, расположенного около российской станции Новолазаревская.

0226.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

Всего, из Кейптауна на этом самолете прилетают ученые из 11 стран, которые далее разъезжаются или разлетаются, уже на маленьких самолетах на свои станции. Интересно, что в этом году этот самолет впервые оснастили пермскими двигателями ПС-90А, благодаря чему перелет стал намного безопаснее, исчезла точка невозвращения. Дело в том, что прежние двигатели имели меньшую дальность полета – 5000 км, а расстояние от Африки до Антарктиды 4200 км, и если самолет туда прилетит, а в это время погода внезапно испортится, то он уже не сумеет вернуться обратно в ближайший аэропорт, расположенный только в Африке. Новые пермские двигатели, имеют такую дальность полета, которая позволяет долететь до Антарктиды и вернуться обратно в Африку, без дозаправки. Также они более быстрые – самолет пролетает это расстояние не за 6 часов, как раньше, а за 5, и более тихие, что позволяет самолету заходить в любые аэропорты мира. Взлетно-посадочная полоса требуется тоже более короткая. Ее сделали длиной 3200 м, как раньше, а самолету для посадки хватило 1400 метров.

0166.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

На ратраке нас доставили до Новолазаревской, где мы поселились в небольшой зеленый дом, вместе с другими исследователями – геодезистами. Здесь прошли инструктаж по технике безопасности, подготовили сани и другое снаряжение, и начали ждать хорошей погоды для вылета в горы Ломоносова. С момента нашего прилета подходящей погоды не было, над Восточной Антарктидой повис циклон. Нам была нужна идеальная погода, потому что нас должны забросить в места, где еще никто никогда не был, где много трещин и участков чистого льда. 23 декабря над горами Ломоносова повисло сразу 2 циклона, и в районе обеда, они должны были разойтись в стороны, и на несколько часов, там должна была установиться хорошая погода, хотя над Новолазаревской все это время, стоял циклон. Забрасывать нас должны на маленьком двухмоторном канадском самолете Твиноттер на лыжах. Пилоты тоже канадцы, прилетели сюда работать этот короткий сезон на этом же самолете из Канады.

0065.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

Посадка в горах Ломоносова была довольно жесткой. Из-под лыж вырвались куски фирна и ударили снизу в хвост самолета. Как только самолет остановился, и еще не перестали вращаться пропеллеры, пилот выскочил из кабины и бросился бегом за хвост самолета. Он немного не рассчитал и пробежал больше, чем нужно, так что мы в окно увидели, как он присел на снег и у него случился приступ медвежьей болезни, видимо от нервного перенапряжения. Да, видимо не только нам эта посадка показалась жестковатой.

0183.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

Мы выгрузили из самолета весь наш багаж, состоящий из 5 бочек, 6 больших баулов и 6 маленьких рюкзаков и 6 саней. Потом вдвоем с Русланом сходили на разведку, и нашли с трех сторон защищенное от ветра место, где можно поставить нашу огромную трехслойную шестиметровую палатку. С четвертой стороны, как раз с Южного полюса, палатка была не защищена от ветра. А именно оттуда, как я предполагал, и должны дуть самые сильные ветры. У нас было несколько часов до прихода циклона, и начала бурана, поэтому мы сразу же начали ледорубами и лопатами выравнивать площадку под палатку, и из камней строить ветрозащитную стенку со стороны полюса. После обеда, мы успели сходить на рекогносцировку – выбрать наиболее перспективные места для поиска метеоритов.

0153a.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

Скоро над массивом Вольтат сгрудились облака, которые постепенно начали заполнять все пространство вокруг, и к вечеру они добрались и до нас, и все скрылось в густом тумане.

Поздно вечером задул довольно сильный ветер, который бушевал всю ночь. Утром после завтра мы вышли на поиски метеоритов, несмотря на ветер, удалось заниматься поисками весь день. Для того чтобы не провалиться в трещины, которые здесь могут быть глубиной более 1000 м, мы ходили в связке. После этого началась пурга, которая продолжалась еще 5 дней. Ветер был очень сильным, более 100 км в час. Палатку сильно трепало, рвались оттяжки.

0075b.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

Несколько раз нам приходилось вылезать в это снежное месиво и таскать камни, чтобы укреплять стенку и менять оттяжки. 27 декабря после обеда ветер ослабел, и мы сумели выйти из палатки на 4 часа для поиска метеоритов. На следующий день ветер снова усилился, до такой силы, какой еще не было. Сложнее всего было ходить в туалет.

Некоторые терпели по несколько дней, пока я не показал довольно экстремальный способ этого процесса, напоминающий выход в открытый космос. Самый сильный ураган начался в последний день пурги – 29 декабря.

0093.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

Несмотря на все наши укрепления, палатку сильно трепало и раскачивало. Мы все оделись, собрали вещи, и держали палатку изнутри. Я натопил снег, и залил кипятком все наши термосы, на случай, если палатку сломает, и нам придется строить укрытие из ее частей и подручных средств, когда уже не будет возможности прогревать примус.

Самое опасное в таких случаях, это длительный ураган, когда нет возможности натопить снег. Человек может умереть от обезвоживания, потому что теплом своего тела не натопить достаточное количество воды, ведь здесь и так слишком холодно. Наконец, поздно вечером ураган стих, и мы впервые спали, в абсолютной тишине. Очень непривычные ощущения. На следующий день, мы рано утром вышли на работу и нашли первый метеорит, для подтверждения внеземного происхождения которого, не требуется лабораторных исследований. Стояла идеальная ясная, почти безветренная погода, в течение еще нескольких дней.

0192.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

Рано утром мы выходили в разные места, и прочесывали участки голубого льда, и морены, в поисках метеоритов. Попутно мы совершили восхождения на 6 вершин гор Ломоносова. Три из них имели странные названия: Эхо, Осечка и Форпостен, а три названия не имели, и мы решили двум из них дать названия. Одну назвали в честь руководителя и организатора нашей экспедиции – Виктора Гроховского, вторую – Уральских метеоритчиков, а третьей – самой маленькой, почти одиночной скале, не намного выставляющейся из ледника, расположенной ближе всего к Южному полюсу, мы решили названия не давать. Новый год мы встретили в комфортных условиях: у нас были соленые огурцы, ананас, и даже мы смотрели традиционный фильм "Ирония судьбы" на нашем морозостойком ноутбуке, который заряжался благодаря бензиновому генератору.

0112a_1.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

Кроме поиска метеоритов у нас была еще одна научная цель – добыть 3 пробы чистого, многолетнего голубого льда, из разных участков ледника: из того места, где были найдены метеориты, из ледопада и с глубины 10 метров, из трещины. Этот голубой лед в морозильнике будет доставлен во Францию в Гренобль, где его растопят и на специальном оборудовании будут искать космическую пыль, которой больше всего интересуются астробиологи, в надежде найти внеземную жизнь.

0180.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

Второй стопроцентный метеорит мы нашли 1 января 2016 года, и продолжали работать в горах Ломоносова до 6 января, когда с базы нам передали, что надвигается новый циклон, продолжительностью не меньше недели, и что если нас не забрать отсюда 6 января, то мы можем опоздать на самолет на Большую Землю, который планировался на 10 января.

0112a_5.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

За нами прилетел тот же самолетик Твиноттер, для посадки которого мы разметили взлетно-посадочную полосу. И сел просто идеально, на чистый голубой лед.

0199.jpg


Фото предоставлено Пермским краевым отделением РГО

В общей сложности мы нашли 30 килограмм камней, имеющий 3 из 4 признаков метеоритов, которые будут доставлены на ледоколе "Академик Федоров" для изучения в лабораторию УрФУ в мае 2016 года, а два стопроцентных метеорита мы привезли с собой на самолете.

Домой с южным антарктическим загаром я вернулся 16 января. При этом мне удалось искупаться не только на юге Африки, в двух океанах, в Индийском и Аталантическом, но и в озере на шельфовом леднике Лазарева, недалеко от станции Новолазаревская, куда отметить Рождество, 7 января, меня пригласили два полярника.