В Архангельске построят настоящую поморскую шхуну

В Архангельске в Северном морском музее состоялась презентация нового проекта клуба "Морские практики" по  строительству деревянной поморской шхуны по старинным технологиям. Автор проекта – Евгений Шкаруба.

Русское географическое общество и Правительство Архангельской области выступили в поддержку этого проекта.

В 2018 году клуб "Морские практики" стал победителем национальной премии Русского географического общества  "Хрустальный компас" за проект "Поморский карбас". Проект одержал победу в народном интернет-голосовании, собрав более 21 тысячи голосов и стал первым в номинации "Признание общественности". Всего в голосовании участвовало свыше 230 тысяч человек. Церемония награждения "географическим Оскаром" состоялась в Краснодаре в мае 2018 года.

Напомним, в 2017 году в селе Лешуконское члены клуба "Морские практики" под руководством опытного мастера Виктора Кузнецова построили парусно-гребной карбас в  традиционном поморском стиле. Карбас, получивший название "Вашка", был воссоздан по сохранившемуся в Архангельском краеведческом музее макету.  Аутентичное поморское судно доказало свою жизнеспособность: карбас "Вашка" благополучно преодолел 780 километров от Лешуконского до Соловков.


В этот раз "Морские практики" решили построить поморскую шхуну – традиционное для Белого моря судно. Оно будет 20 м в длину, около 7 м в ширину, с двумя мачтами. Шхуну планируется сделать с двойной обшивкой из северной сосны, чтобы лучше переносила путешествия в северных морях. По словам Шкарубы, шхуна сможет ходить в высокоширотной Арктике. "Ходить будем везде по северу, начиная от Гренландии, Исландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, по Северному морскому пути, это будет комфортное экспедиционное судно, надежное, теплое", – отметил он.

В помощь нашим мастерам в Архангельск специально приглашены норвежские специалисты, у которых сохранились навыки строительства похожих шхун.

  "Поняли, что самим не справиться, потому что, к сожалению, не сохранилась традиция строить, у нас не сохранилось технологий и мастеров, которые могли бы построить такое судно. На севере есть мастера, которые строят карбасы – эта традиция сохранилась, но такие шхуны 20-метровые, к сожалению, не построить. Мы импортируем обратно свою же технологию, поскольку поморская шхуна – это тип судов, который был распространен как в Норвегии, так и в Поморье, это были одинаковые суда", – отметил Шкаруба.

Два норвежских мастера уже проводят консультации, какой лес необходимо заготовить для шхуны.

"Мы начали заготавливать лес, уже несколько дней отработали в Архангельске, подбираем, какой будет лес – это будет северная сосна", – сказал Евгений Шкаруба.

Проект постройки шхуны рассчитан на три года. При этом для него будет построена своя верфь, ее ангар планируется разместить в центре Архангельска на Красной пристани на берегу Северной Двины в непосредственной близости от Северного морского музея.