head-bg-picture

В Арктике начала работу дрейфующая станция "Северный полюс — 41"

Подъём флага экспедиции. Фото: Александр Зубков / ААНИИ

Подъём флага экспедиции. Фото: Александр Зубков / ААНИИ

В Арктике начала работу дрейфующая станция "Северный полюс — 41" В Арктике начала работу дрейфующая станция "Северный полюс — 41"

Российская дрейфующая станция "Северный полюс — 41" начала работу в Северном Ледовитом океане. 2 октября в точке с координатами 82°37’ с. ш. и 155°31’ в. д. был поднят флаг экспедиции, организованной специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Научные данные, которые будут передавать на Большую землю учёные, помогут следить за климатическими изменениями и обеспечивать безопасность Северного морского пути.

На ледовое поле площадью около 42 км2, к которому пришвартована платформа "Северный полюс", выгрузили научное оборудование и технику. Развёрнуты полевые лаборатории, на материк уже ушла первая метеорологическая сводка.

— Климат в Арктике продолжает активно трансформироваться. На текущий момент его отличительная черта — высокая изменчивость ледовых условий в морях Северного Ледовитого океана. Объём льда будет сокращаться за счёт уменьшения его толщины, но прогнозируемого ранее сезонного исчезновения ледяного покрова в Северном Ледовитом океане к 2050 году не произойдёт. На период с 2030 по 2050 год придётся фаза понижения температуры воздуха в ходе 70-летнего колебания, а ледовые условия в арктических морях будут схожи с современными. Работа наших учёных на дрейфующей полярной станции позволит проверить эти прогнозы, получать и передавать информацию, анализ которой поможет отслеживать климатические изменения. Данные наблюдений непосредственно из Центральной Арктики в том числе будут использованы для обеспечения безопасной навигации по одной из самых перспективных мировых транспортных артерий — Северному морскому пути, — рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Общее предполагаемое направление дрейфа станции — через приполюсный район в Гренландское море. После выхода из пролива Фрама платформа "Северный полюс" своим ходом вернётся в Мурманск.

"Северный полюс — 41" является продолжением отечественной программы полярных станций, которая стартовала в 1937 году легендарным дрейфом папанинцев. Тогда экспедиция "Северный полюс — 1" под руководством будущего почётного члена и председателя Московского филиала Географического общества СССР Ивана Папанина провела на ледяном поле девять месяцев.

В 2013 году программа была приостановлена из-за таяния арктических льдов. Специалисты ААНИИ проанализировали и обобщили уникальный опыт всех экспедиций и выбрали оптимальный вариант для долговременных работ в Арктике — ледовую самодвижущуюся платформу "Северный полюс", которая станет для полярников и транспортом, и домом, и научно-исследовательским центром, и даже измерительным прибором — в её корпус вмонтированы датчики, помогающие отслеживать ледовую обстановку.

Судно, не имеющее аналогов в мире, построено на Адмиралтейских верфях. Основные тактико-технические характеристики ледостойкой платформы "Северный полюс": длина — 83,1 м; ширина — 22,5 м; водоизмещение — около 10 390 т; мощность электроустановки — 4,2 тыс. кВт; скорость — не менее 10 узлов; прочность корпуса — Arc8; автономность по запасам топлива — около двух лет; срок службы — не менее 25 лет. Старт экспедиции "Северный полюс — 41" был дан 15 сентября 2022 года в Мурманске.

Материалы по теме
Все
Лектории
Видеогалерея
Новости