Образовательный кампус по исследованию локальной идентичности территорий в рамках фестиваля восстановления исторической среды "Том Сойер Фест" в этом году проходил в Астрахани. Его участником стал член Свердловского областного отделения РГО Александр Савичев. В 2019 году на этом же фестивале, проходившем в Самаре, он познакомился с Ариной Емелиной, которая нынче стала главным организатором фестиваля, и пригласила Александра отвечать за трек: "карты".
В качестве других инструментов изучения локальной идентичности были рассмотрены фото, аудио и видео, но «конек» Александра – карты, поэтому он отвечал за это направление.
Локальная идентичность – это один из уровней территориальной идентичности, переживаемого или осознаваемого чувства территориальной принадлежности человека, определенная субъективная социально-географическая реальность.
– «Локальная идентичность» – это новое определение в терминологии исследователей городской среды, – комментирует Александр. – Выявление, поиски локальной идентичности, ценности конкретной территории, выраженной в материальной культуре – архитектуре, ландшафте, предметах быта и нематериальной: всем, что касается духовной жизни человека, составляло суть исследовательской деятельности кампуса.
В Астрахань приехали ребята из разных городов России, где с помощью уже названных инструментов, их учили искать и различать особенности территориальной среды.
– В моем случае этим инструментом была карта, – продолжает рассказывать Александр. – Я учил ребят, как правильно искать карты, как правильно их читать. Притом, что карты бывают разных временных периодов, разной направленности: географические, топографические, градостроительные, исторические.
Конечная задача нашей группы состояла в создании карты-схемы той территории, которую мы изучали с отметками территориальных ценностей по методике, которую должны были разработать сами ребята.
Встреча в Астрахани проходила в формате кампуса, трехдневной школы. Александр Савичев сначала изучал с ребятами теорию, потом применяя знания на практике, команда работала в городе. Итогом трехдневной работы стала презентация созданной карты.
– Для меня очень полезно было поработать с молодежью, – делится впечатлением Александр, – раньше на подобных школах моей целевой аудиторией в основном были школьники, теперь – молодежь, то есть, как педагог я себя попробовал на новом уровне.
В то же время опыт кампуса мне важен для собственной краеведческой работы, я могу его применить при дальнейшем исследовании Сысерти и в сфере туризма.