В Башкирии отремонтирован уникальный екатерининский мост

Фото: Наиль Гатауллин

Председатель Бижбулякского местного отделения в Республике Башкортостан Ильмира Фаридонова ещё два года назад выступила с инициативой отремонтировать и благоустроить старинный мост, который располагается в 3 км западнее села Седякбаш и является постройкой времён Екатерины II. В августе всю работу по восстановлению архитектурного сооружения взяла на себя администрация района и волонтёры Молодёжного центра "Вектор".

"Кладка была без раствора, он выветрился и разрушился, стали выпадать камни. Мост укрепили бетонным раствором, сделали стяжку конструкции и вставили недостающие элементы каменной кладки", — прокомментировала Ильмира Фаридонова.

Организаторы проекта также решили облагородить территорию объекта — волонтёры выкосили траву, убрали мусор и установили шлагбаум.

ekater_most_do_remonta.jpg


Мост до ремонта; фото: Наиль Гатауллин

"Безусловно, мы не должны забывать о памятниках истории в нашем районе, должны сохранять их в первозданности и порядке. Вчера группа добровольцев сделала благое дело, восстановила часть разрушенного моста. Волонтёры обкосили траву, убрали и вывезли мусор. Ещё в недалёкое советское прошлое мост интенсивно эксплуатировался, по нему проезжала многотонная сельскохозяйственная техника. Сегодня в целях сохранения моста мы ограничили здесь движение транспорта. Наша цель — сохранить мост для будущих поколений", — отметил Наиль Гатауллин, глава Бижбулякского района Республики Башкортостан.

Старинному архитектурному объекту уже более 200 лет. 28 мая 1785 года Екатеpина II издала указ: "Впpедь доpог бpёвнами, бpевешками и плахами не мостить, а вместо того делать оные, где есть удобность, каменные, где же камня нет, намащивать плотинами фашинными".

В этом документе впеpвые упоминается о том, что дороги должны строиться на основе проектов — "для прочного и выгодного расположения дороги в наместничествах Hовгоpодском и Твеpском начать тотчас нивелиpование лежащей между обеими столицами доpоги, употpебя к тому… инженеpных офицеpов... а потом сочиняя оным планы, пpофили и сметы... пpедставить. Мосты, исключая на судоходных pеках, кои на баpках делаются, где есть удобность, стаpаться стpоить каменные, наблюдая пpочность и выгоду казённую".

ekaterin_most_posle_remonta.jpg


Мост после ремонта; фото: Наиль Гатауллин

Предположительно, именно этот указ дал старт строительству данного моста. Все дороги и мосты строились и содержались за счёт натуральной дорожной повинности. По воспоминаниям старожилов, таких мостов было несколько, они появились вблизи нескольких населённых пунктов, расположенных на Оренбургском тракте. До настоящего времени в нашем районе сохранился старинный мост лишь около села Седякбаш.

Сведения об архитекторах данного моста нам неизвестны, строили его, видимо, местные жители под руководством опытных мастеров. При строительстве использовался природный камень. Ширина моста — примерно 5–6 метров, высота — около 3 метров, длина вместе с насыпью — около 50 метров.

К качеству мостов и дорог предъявлялись в то время  особые требования: колотый булыжный камень должен был иметь размеры около 20–30 см длиной и суживающуюся вниз клинообразную форму. Требовалась перевязка швов, чтобы в продольном направлении не было совпадающих швов, которые могли бы раздвинуть колёса повозок. В основание укладывали слои песка толщиной до 25–30 см. Прочность булыжных мостовых могла быть обеспечена только при тщательном расположении камней, хорошей привязке швов и интенсивной pасклинке. Именно поэтому мост надёжно функционирует уже более 200 лет. Сегодня он находится в удовлетворительном состоянии, но требует постоянного внимания. 


Сергей Иванов