В Башкирии появится памятная стела на месте гибели французских летчиков в 1931 году

1931 год. Экипаж самолета «Девуатин» Д-33 во главе с пилотом Жозефом Ле Бри совершает беспосадочный перелет из Парижа в Токио. Современный на то время самолет и двойной запас топлива должны были помочь команде достичь цели.

dse351mx4aawy0s.jpg


Девуатин Д-33

Вблизи уральского хребта из-за плохих погодных условий воздушное судно терпит крушение в Краснокамском районе Башкирии. В живых остался лишь один пилот — Марсель Доре. Авиатор-рекордсмен Жозеф Ле Бри и механик Рене Месмин погибли.

Он успел выпрыгнуть из падающего самолёта на парашюте. Эта авиакатастрофа прогремела тогда на весь мир. Погибшие авиаторы стали национальными героями Франции.

9874.jpg


Жозеф ле Бри, Марсель Доре и Рене Месмин

Информация о катастрофе была засекречена, и только спустя 86 лет найдено точное место крушения самолета. 

Элементы и детали французского самолета Д-33 во время раскопок недалеко от деревни Старый Буртюк в Краснокамском районе (в 30-х годах - Калтасинском районе Башкирии) обнаружили активисты Регионального отделения РГО в РБ. В этом им помогали волонтёры из Республиканского поискового отряда.

В ходе раскопок были найдены обломки самолета, фрагменты двигателя и таблички на французском языке. 

В память о летчиках на месте падения самолета планируется установить стелу. Она должна символизировать дружбу народов России и Франции, служить дальнейшему укреплению отношений между двумя странами.

Вячеслав Аброщенко, исполняющий обязанности председателя Регионального отделения РГО в РБ: "Найдено место, где самолет разбился, и наша задача сегодня - обозначить эту географическую точку, сохранить память об историческом событии для потомков и увековечить память французских авиаторов.

Теперь с точностью до метра можно утверждать: французский самолёт разбился здесь, на этом месте. Председатель военно-патриотической комиссии Башкирского отделения Русского географического общества, ветеран гражданской авиации Рифгат Денисламов не скрывает своей радости. Долгая переписка с архивами, поиски очевидцев, взаимодействие с поисковиками наконец дали свой результат. Во время раскопок были найдены обломки аккумуляторной батареи, шильдик от какого-то прибора с надписями на французском, детали авиадвигателя, куски пластика и алюминия.

Рифгат Денисламов, председатель комиссии Башкирского отделения Русского географического общества: «Это фрагмент аккумулятора самолёта, это должен быть электромагнитный клапан двигателя, это индикаторный прибор».

Сегодня очевидно, что французские лётчики, совершавшие рекордный перелёт из Парижа в Токио, после поломки двигателя стали уводить падающий самолёт в сторону от деревни. Он рухнул буквально в километре от окраины. Место аварии представляло жуткую картину. По словам очевидцев, повсюду валялись части самолёта, мотор ушёл в землю на глубину полутора метров, крылья сместились в заднюю часть корпуса. Кстати, именно на глубине полутора метров уфимские поисковики и нашли детали авиадвигателя и обломки аккумулятора.

Владимир Волков, руководитель республиканского отряда Российского поискового движения: «Это дюралевые фрагменты обшивки, которые лежали сверху. Они же фрагменты аккумулятора, его корпуса. Фрагментарные свинцовые пластины. Фрагменты мыльницы, патрубки, провода, в основном тонкие медные. Сейчас на раскопе видны окислы, похожие на фрагменты двигателя, который, скорее всего, раскололся. Почва очень кислая, о чём говорит сохранность алюминия. На местах Великой Отечественной войны мы такие окислы находим сплошь и рядом. Это остатки литого толстого алюминия».