1931 год. Экипаж самолета «Девуатин» Д-33 во главе с пилотом Жозефом Ле Бри совершает беспосадочный перелет из Парижа в Токио. Современный на то время самолет и двойной запас топлива должны были помочь команде достичь цели.
Вблизи уральского хребта из-за плохих погодных условий воздушное судно терпит крушение в Краснокамском районе Башкирии. В живых остался лишь один пилот — Марсель Доре. Авиатор-рекордсмен Жозеф Ле Бри и механик Рене Месмин погибли.
Он успел выпрыгнуть из падающего самолёта на парашюте. Эта авиакатастрофа прогремела тогда на весь мир. Погибшие авиаторы стали национальными героями Франции.
Информация о катастрофе была засекречена, и только спустя 86 лет найдено точное место крушения самолета.
Элементы и детали французского самолета Д-33 во время раскопок недалеко от деревни Старый Буртюк в Краснокамском районе (в 30-х годах - Калтасинском районе Башкирии) обнаружили активисты Регионального отделения РГО в РБ. В этом им помогали волонтёры из Республиканского поискового отряда.
В ходе раскопок были найдены обломки самолета, фрагменты двигателя и таблички на французском языке.
В память о летчиках на месте падения самолета планируется установить стелу. Она должна символизировать дружбу народов России и Франции, служить дальнейшему укреплению отношений между двумя странами.
Вячеслав Аброщенко, исполняющий обязанности председателя Регионального отделения РГО в РБ: "Найдено место, где самолет разбился, и наша задача сегодня - обозначить эту географическую точку, сохранить память об историческом событии для потомков и увековечить память французских авиаторов.
Теперь с точностью до метра можно утверждать: французский самолёт разбился здесь, на этом месте. Председатель военно-патриотической комиссии Башкирского отделения Русского географического общества, ветеран гражданской авиации Рифгат Денисламов не скрывает своей радости. Долгая переписка с архивами, поиски очевидцев, взаимодействие с поисковиками наконец дали свой результат. Во время раскопок были найдены обломки аккумуляторной батареи, шильдик от какого-то прибора с надписями на французском, детали авиадвигателя, куски пластика и алюминия.
Рифгат Денисламов, председатель комиссии Башкирского отделения Русского географического общества: «Это фрагмент аккумулятора самолёта, это должен быть электромагнитный клапан двигателя, это индикаторный прибор».
Сегодня очевидно, что французские лётчики, совершавшие рекордный перелёт из Парижа в Токио, после поломки двигателя стали уводить падающий самолёт в сторону от деревни. Он рухнул буквально в километре от окраины. Место аварии представляло жуткую картину. По словам очевидцев, повсюду валялись части самолёта, мотор ушёл в землю на глубину полутора метров, крылья сместились в заднюю часть корпуса. Кстати, именно на глубине полутора метров уфимские поисковики и нашли детали авиадвигателя и обломки аккумулятора.
Владимир Волков, руководитель республиканского отряда Российского поискового движения: «Это дюралевые фрагменты обшивки, которые лежали сверху. Они же фрагменты аккумулятора, его корпуса. Фрагментарные свинцовые пластины. Фрагменты мыльницы, патрубки, провода, в основном тонкие медные. Сейчас на раскопе видны окислы, похожие на фрагменты двигателя, который, скорее всего, раскололся. Почва очень кислая, о чём говорит сохранность алюминия. На местах Великой Отечественной войны мы такие окислы находим сплошь и рядом. Это остатки литого толстого алюминия».