В Башкирии предложили сделать велотропу на месте бывшей Белорецкой узкоколейки

Участники Велоэкспедиции «Транс Южный Урал — 2020», проходящей в рамках проекта «VeloRussia», проехали по трассе бывшей Белорецкой железной дороги, которая может быть использована для прокладки велотропы. 

Строительство дороги началось в 1909 году для вывоза железной руды. К 30-м годам ХХ века длина дороги достигла 186 км. А уже в 70-х годах некоторые участки начали разбирать на ненадобностью, сейчас дорога разобрана на всем своем протяжении, рельсов не осталось нигде, часть мостов разрушена, но осталась насыпь, которая может быть использована для прокладки велотропы.

Готовая насыпь могла бы быть использована для проезда на велосипедах в самом центре Южного Урала, в самых интересных и видовых местах, а сохранившиеся железнодорожные мосты — стать жемчужинами маршрутов.

«Веломаршруты проекта VeloRussia прокладываются так, чтобы путь велотуристов проходил по самым интересным местам. С другой стороны, мы стараемся придерживаться определённых правил, делая веломаршруты удобными. Одно из таких правил — уклоны. Своим ходом на велосипеде комфортно преодолевать подъёмы с уклоном до 10%. С этой точки зрения в горной местности идеальным вариантом становится прокладка веломаршрутов по трассам бывших железных дорог», — говорит руководитель экспедиции, действительный член РГО Антон Сазонов.

«VeloRussia» – это проект по созданию в субъектах Российской Федерации сетей региональных веломаршрутов. Он поддержан грантами Главы Республики Башкортостан и Фонда президентских грантов. По словам организатора проекта, велопутешественника Антона Сазонова, Республика Башкортостан, обладая идеальными условиями для массового активного отдыха, первой в России обзаводится своей сетью веломаршрутов. Это должно в разы увеличить входящий турпоток, способствовать узнаваемости региона и его туристической привлекательности.

Всего в проекте «VeloRussia — Башкирия» прокладываются 13 веломаршрутов, и Антон Сазонов считает, что есть смысл начать именно с узкоколейки, сделав его первым и основным. Насыпь находится в удовлетворительном состоянии, ее нужно местами восстановить. Отличный веломаршрут можно сделать с минимальными усилиями, считает путешественник, возможно, с помощью государственно-частного партнерства. В привлечении турпотока заинтересован и регион, и владельцы баз, гостиниц, находящихся поблизости, например, в поселке Тирлян.

«Белорецкая узкоколейная железная дорога-дорога жизни ранее, теперь же может стать тропой для настоящих путешественников-исследователей. Думаю, что сейчас нужно поддерживать развитие инициатив по привлечению внимания к объектам нашего культурного и исторического наследия, обеспечивая таким образом интерес наших детей к тому месту, где мы живём», — считает активист регионального отделения Русского географического общества, руководитель Комиссии велоспорта Федерации спортивного туризма Республики Башкортостан в Башкирии Ксения Салазанова.

Немаловажно, что маршрут проходит по Южно-уральскому заповеднику, который уже ведет работу по созданию экотропы по насыпи бывшей узкоколейки. Сейчас на станциях расположены кордоны, где можно сделать привал, переночевать. Конечные точки веломаршрутов привязаны к действующим железнодорожным станциям с пассажирским движением. Для веломаршрута «По бывшей узкоколейке» такими точками являются станции Кропачёво и Белорецк.

Уже прошел обкатку маршрут «Устье реки Белая», берущий начало от станции Карманово (удобно доехать из Казани, Ижевска, Екатеринбурга и Перми) на Кармановском водохранилище, идущий через Нефтекамск, Агидель и живописные места северо-запада Башкирии до села Кандры и одноименного озера. Для уфимцев и гостей столицы республики проработаны веломаршруты «По Аксаковским местам» и «Оренбургский тракт».

Все маршруты подробно описываются на сайте проекта. Следить за ходом новой экспедиции можно там же по спутниковой метке.

Фото: Антон Сазонов