Мемориальная доска в честь ученого-этнографа, собирателя и исследователя башкирского музыкального фольклора, члена Императорского Русского географического общества Сергея Рыбакова появилась в селе Старосубхангулово Бурзянского района Республики Башкортостан. Она украсила фасад здания Музея Мухтара Сагитова в рамках проекта «Памятные таблички РГО».
Акция «Памятные таблички РГО» стартовала в августе 2020 года в честь 175-летия Русского географического общества. Ее задача — отметить вклад ученых, членов Общества, в развитие страны и рассказать жителям разных регионов России о талантливых земляках.
Право открытия мемориальной доски было предоставлено главе администрации района Рамилю Абдуллину и директору Департамента по молодежной политике и воспитательной работе Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы Ильдусу Кагарманову.
Сергей Гаврилович Рыбаков (27 сентября 1867 года — 28 декабря 1921 года) — этнограф, фольклорист, собиратель и исследователь образцов музыкального творчества народов Урала, Забайкалья, Средней Азии, композитор, музыковед. В 1893–1901 годах член-сотрудник Императорского русского географического общества Сергей Рыбаков по заданию этнографической комиссии ИРГО выезжал в экспедиции для сбора фольклорного и этнографического материалов. Летом 1893 года, еще до окончания консерватории, отправился в свою первую поездку на Южный Урал. В Уфимском и Верхнеуральском уездах исследователь выполнил более 100 слуховых записей лирических народных песен с мелодиями, несколько образцов лиро-эпических баитов и духовно-философских мунаджатов, инструментальных наигрышей, легенд, сказок, поверий, суеверий, пословиц и поговорок от татар, нагайбаков, башкир, тептярей, черемисов, мордвы, русских. Запись песен и инструментальных мелодий исследователь производил самостоятельно, в собирании других этнографических материалов ему содействовали народные учителя, в особенности его отец, и некоторые местные жителей. На заседании отделения этнографии РГО 4 февраля 1894 года. Рыбаков сделал сообщение о поездке в Уфимскую и Оренбургскую губернии, а на заседании 18 марта 1894 года доложил о собранных им песнях уральских инородцев.
В июне-июле 1894 года Рыбаков совершил поездку по Орскому и Верхнеуральскому уезду Оренбургской губернии. По результатам экспедиции 9 ноября того же года исследователем был прочитан доклад на заседании историко-филологического отделения Императорской академии наук. Путевые очерки «По Уралу, среди башкир» были опубликованы позднее (1899). В той же поездке Рыбаковым были приобретены экземпляры башкирского музыкального инструмента курай. Для журнала «Живая старина» Рыбаковым была написана статья «О народных песнях татар, башкир и тептярей» (1894), опубликованная в 1895 году в виде отдельного оттиска под названием «О поэтическом творчестве уральских мусульман».
За работу по собиранию инородческих песен с напевами в 1894 году Рыбакову была присуждена Серебряная медаль РГО «За полезные труды». В 1895 году Рыбаков написал «Очерк быта и современного состояния инородцев Урала», который был напечатан в журнале «Наблюдатель», а в 1896 году — статью «Курай, башкирский музыкальный инструмент» с приложением шести мелодий курая и рисунка кураиста, выполненного Павлом Рыбаковым, изданную также отдельным оттиском.
В 1896 году Рыбаков продолжил сбор фольклорных и этнографических материалов среди башкир, татар и киргизов (казахов) в Уфимской и Оренбургской губерниях, Уральской и Тургайской областях. Во время запланированного маршрута собирателем были выполнены слуховые нотные записи 80 казахских наигрышей и вокально-инструментальных образцов, проверены ранее выполненные нотации, приобретены традиционные музыкальные инструменты, осуществлена фотофиксация.
Результаты поездок по Южному Уралу и Приуралью были обобщены в фундаментальном исследовании «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897), включающем слуховые нотные записи 204 песенных мелодий и инструментальных наигрышей. В предисловии автор обосновывает актуальность этнографического изучения народов «русского востока», а во введении помещает «Очерк быта и современного состояния инородцев Урала», дает общую характеристику и жанровую классификацию собранных образцов творчества. Центральную часть работы занимает собственно сборник нотных транскрипций песен и инструментальных наигрышей, в котором самостоятельные разделы посвящены музыкальному искусству татар, башкир, тептярей и бакалинцев / нагайбаков (крещеных татар). Наиболее полно и разнообразно представлена традиционная музыкальная культура башкир. Отдельная глава содержит словесные портреты 25 певцов и музыкантов, описания их исполнительской манеры, обстоятельств и условий записи. Научную значимость исследования повышают тщательно выполненные приложения: таблица скорости напевов по метроному, указатель литературы инородческих песен, карта Уфимской и Оренбургской губ. с маршрутом поездки автора, переиздание, по совету В. В. Стасова, библиографической редкости — «Азиатского музыкального журнала», издававшегося в 1816–1818 годах Ив. Добровольским. Книга вызвала серию положительных откликов, наиболее основательным из которых стала рецензия Н. Ф. Финдейзена. Труд Рыбакова положил начало татарскому и башкирскому этномузыкознанию. Признанием заслуг исследователя стало присвоение ему в 1897 году Малой золотой медали РГО и избрание в 1898 году действительным членом Оренбургской ученой архивной комиссии.
Сергей Рыбаков заслуженно считается основоположником башкирского и татарского этномузыкознания, для оценки вклада ученого в гуманитарные науки других этносов необходимо введение в научный обиход материалов, ранее не опубликованных и не известных большинству исследователей.