В Дербенте состоялось совещание, посвящённое развитию туризма на Северном Кавказе

На совещании. Фото предоставлено Дагестанским отделением РГО

Одним из организаторов состоявшегося 8 апреля Федерального совещания "Устойчивое развитие туризма на Северном Кавказе и создание межрегионального туристического проекта на территории СКФО и Республики Адыгея" в Дербенте выступило Русское географическое общество. Дагестанское республиканское отделение РГО на этом важном мероприятии было представлено заместителем председателя по медийно-информационной деятельности Гаджимурадом Сагитовым, заместителем председателя по внутрирегиональному развитию Амилем Саркаровым и членом совета Отделения Магомедом Абакаровым. Они приняли активное участие в коллективной работе над разработкой концепции межрегиональной сети туристских маршрутов, а также "дорожной карты" реализации комплексного проекта устойчивого развития туризма на территории Северного Кавказа. 

В стратегической сессии, помимо представителей РГО, участвовали руководители министерств и комитетов по туризму регионов Северного Кавказа и Республики Адыгея, туриндустрии Республики Дагестан, научного и экспертного сообщества. Участники совещания разделились на рабочие группы, в рамках которых прорабатывались отдельные вопросы и направления развития туризма в СКФО. Перед этим был презентован проект "Золотое кольцо Боспорского царства", который объединил четыре региона: Республику Крым, Севастополь, Краснодарский край и Ростовскую область (на этих территориях когда-то располагалось античное Боспорское царство). Предлагалось выработать концепцию туристического бренда, которая также смогла бы объединить республики СКФО и Адыгею. Однако это оказалось непростой задачей, а потому дискуссии в рабочих группах порой перерастали в полемические баталии.

1_s_ministrom_po_tur_rd.jpg


Члены совета ДРО РГО с министром по туризму и народным художественным промыслам РД Эмином Мердановым. Фото предоставлено Дагестанским отделением РГО

Магомед Абакаров участвовал в рабочей группе, обсуждения в которой посвящались гастрономическому туризму. На статус соответствующего бренда Дагестана претендовали: чуду, хинкал, мясо на огне, сыры, вина и тому подобное. Вкусная кухня представлялась в качестве привлекательного туристического бренда и других республик Северного Кавказа. Большой интерес вызвала презентация экологически чистой еды и "суперфуда" ("суперпищи"), то есть пищи с оздоравливающим эффектом: урбеч, баранина, помидоры и так далее. Таким образом республики СКФО могут дополнительно позиционироваться как территории со здоровой пищей и здоровым образом жизни населения.

Ректор дагестанской сельхозакадемии предложил во всех республиках проводить кавказские базары. В частности, такое мероприятие, как месяц отдельной республики в гостях у другой. Это мероприятие позволило бы организаторам туризма и самим туристам ознакомиться с продуктами, национальной кухней и культурой одной республики и сравнить их с аналогичными ресурсами туризма в других субъектах СКФО. Таким образом, туристы, посещая одну из республик, будут иметь прекрасные возможности для ознакомления и приобретения интереса к познанию ресурсов других территорий Северного Кавказа.

Научно-познавательное направление туризма, по мнению Гаджимурада Сагитова, нужно строить на глубоком экспертном анализе ресурсного потенциала регионов, проводимом отделениями Русского географического общества. Такой подход позволит определить наиболее значимые и интересные туристические объекты (геологические, природно-географические, историко-культурные и так далее.). РГО поможет туроператорам в организации полевых научно-исследовательских лабораторий. При этом гостям могут предоставляться возможности изучения таких объектов с помощью различных приборов и инструментов. Единый научно-познавательный маршрут может быть реализован при участии членов республиканских отделений РГО, которые будут сопровождать туристов на территории своих республик, передавая эстафету коллегам на границе с соседями.

Наиболее дискуссионной задачей оказалась выработка идеи, объединяющей все перечисленные регионы, которая легла бы в основу общего бренда туризма в СКФО. Историческое прошлое, объединявшее их подобно Боспорскому царству, не проглядывается, хотя предпринимались попытки найти его. Некоторые озвученные идеи ("земля сильных") были встречены скептически, как слабо соответствующие концепции брендового турпроекта. В качестве объединяющих символов рассматривались различные элементы материального и духовного наследия, образы, такие как орел, лезгинка, черкеска, папаха, бурка, куначество и кавказское гостеприимство. Однако сформировать на основе таких образов какую-то единую идею не получалось. Амилем Саркаровым была предложена идея объединения двух концептуальных символов — единства и уникальности. Новый концепт, на его взгляд, позволяет ярко и насыщенно представить этнокультурное достояние Северного Кавказа, в частности в виде "рядов" или "линий" по отдельным направлениям туристического ресурсопользования: кулинария, культурно-историческое наследие, памятники природы, экстремальный туризм и так далее. В таком разрезе подчёркивались бы уникальные черты и вместе с тем чрезвычайное разнообразие каждой из республик.