head-bg-picture

В джунглях Второй мировой: экспедиция РГО нашла места крушений западных самолётов в Индии

Обнаружение фрагментов боевых самолетов времён Второй мировой скорректировало планы экспедиции РГО. Фото: Сергей Катков

Обнаружение фрагментов боевых самолетов времён Второй мировой скорректировало планы экспедиции РГО. Фото: Сергей Катков

В джунглях Второй мировой: экспедиция РГО нашла места крушений западных самолётов в Индии В джунглях Второй мировой: экспедиция РГО нашла места крушений западных самолётов в Индии

Первый в истории Русского географического общества научный лагерь "Семь сестёр" в индийских Гималаях успешно завершил работу в конце января этого года. Две партии учёных исследовали территории индийских штатов Аруначал-Прадеш, Манипур и Нагаленд. Мы подробно рассказывали о географических, биологических и этнографических исследованиях. Но у этой экспедиции был ещё один аспект. Специалисты Центра современной истории (ЦСИ) обнаружили места падений военных самолётов ВВС армии США и Великобритании в 1943–1945 годах. О том, как это происходило, рассказал руководитель научно-поисковых проектов ЦСИ Сергей Катков.

Вещдок, упавший с неба

Команда ЦСИ ранее участвовала в нескольких экспедициях в Индии. Впервые исследователи побывали в штате Аруначал-Прадеш в 2009 году, но тогда интерес был по большей части этнографического характера. В 2010 году участники экспедиции искали места буддистского паломничества, которые были утрачены в начале ХХ века. Во время следующего посещения Индии в 2011 году один из местных охотников показал специалистам из России необычный кусок металла, найденный в джунглях. Жестами охотник объяснил, что эта вещь связана с небом.

— Позже, изучив фотографии, мы поняли, что это фрагмент стойки шасси от американского истребителя, — говорит Сергей Катков. — Так появилась новая задача — найти места крушения самолётов Второй мировой войны на этих территориях. К экспедиции мы готовились пять лет, осуществлена она была при поддержке РГО.

У команды ЦСИ большой опыт поиска и идентификации самолётов на территории России (в Сибири, на Камчатке, даже в Арктике), в том числе потерпевших крушение машин западных союзников.

Крыло бомбардировщика Lokheed PV-1 Ventura, обнаруженного поисковиками ЦСИ несколько лет назад на мысе Камбальный (Камчатка). Фото: Центр современной истории/Сергей Катков

Крыло бомбардировщика Lokheed PV-1 Ventura, обнаруженного поисковиками ЦСИ несколько лет назад на мысе Камбальный (Камчатка). Фото: Центр современной истории/Сергей Катков

— Во время Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции приближали победу над врагом каждый на своём фронте. Поэтому пропавшие без вести в Гималаях американские и британские лётчики внесли свой вклад в общую победу над нацистской Германией и милитаристской Японией, — отмечает руководитель научно-поисковых проектов ЦСИ .

Историкам известны два этапа военных действий Второй мировой в Гималаях, когда происходили значительные потери американских и британских самолётов. В 1942 году японская армия оккупировала Бирму. На территории этой страны находились аэродромы, где базировались самолёты американских и британских ВВС. Боевые машины пришлось спешно эвакуировать, в том числе и в индийский штат Аруначал-Прадеш.

В марте 1944 года японцы начали вторжение в северо-восточные индийские области Манипура и Нага-Хиллс.

— В этом районе произошло огромное количество воздушных боёв, потерпело крушение много истребителей, — подчёркивает Сергей Катков.

Местные жители охотно помогали экспедиции из далёкой России. Фото: Сергей Катков

Местные жители охотно помогали экспедиции из далёкой России. Фото: Сергей Катков

Опросив местных жителей, поисковой группе удалось найти места падения двух самолётов. Один из них — американский истребитель Curtiss P-40 Warhawk. Это именно тот борт, фрагмент стойки шасси которого нашёл местный охотник в джунглях более 30 лет назад.

— Этот человек уже умер, но, когда мы расспрашивали о его находке, оказалось, что есть информация ещё и о втором борте, — продолжает Сергей Катков. — Местные жители пообещали проводить нас до места крушения. Вообще, нужно отметить их радушие и желание нам помочь. Когда люди узнавали, что мы из России, реакция была просто восторженная.

Важной вехой воздушного противостояния Второй мировой войны стала воздушная операция Hump ("Горб") — прыжок через Гималаи. Англо-американские войска поддерживали Китай в войне с Японией, снабжая его оружием. Воздушный мост шёл из штата Аруначал-Прадеш через Гималаи в Китай.

Для этого транспортного коридора в основном использовались самолёты Consolidated B-24 Liberator. Крушения случались нередко: в этом районе сложные климатические условия и специфический ландшафт.

— Мы проанализировали информацию из Национального архива США по боевым и небоевым потерям в ходе Гималайской операции. За 1943–1945 годы было потеряно более 400 самолётов, найдено из них меньше 20, — рассказывает Сергей Катков.

С мачете через джунгли

— Житель штата Аруначал-Прадеш, бизнесмен Таба Нобин рассказал, что в 2018 году он ходил к месту падения некоего самолёта, — продолжает Сергей Катков. — После собственной экспедиции Таба написал материал для СМИ, ожидая, что находка вызовет резонанс. Но мы оказались единственными, кого заинтересовал разбившийся самолёт. Благодаря сделанным тогда фотографиям стало понятно, что это машина времён Второй мировой. Наша задача была добраться до места крушения и найти идентификационные номера борта.

По архивным материалам специалисты ЦСИ создали базу данных со всеми известными заводскими номерами самолётов, пропавших на этих территориях. Анализируя идентификационные номера прямо на месте, можно было бы сказать, что это за борт и какова судьба экипажа.

Из-за рельефа и климата поиски разбившихся самолётов в джунглях Индии оказались чрезвычайно трудоёмкой задачей. Фото: Сергей Катков

Из-за рельефа и климата поиски разбившихся самолётов в джунглях Индии оказались чрезвычайно трудоёмкой задачей. Фото: Сергей Катков

Если технология поиска у ЦСИ отработана до мелочей благодаря нескольким экспедициям РГО, то ландшафтные и климатические особенности работы в Индии стали настоящим вызовом для наших ребят.

— От деревни, до которой можно было доехать на джипе или тракторе, до места падения самолёта нужно было идти, по словам местных, пару суток. Мы шли шесть дней в одну сторону, — продолжает Сергей Катков. — В один из дней мы сумели пройти всего 230 м! У местных понятие "тропа" очень сильно отличается от нашего. По джунглям они всегда пробираются с мачете в руках, непрерывно прорубая себе путь и ориентируясь на едва заметные приметы — когда-то срубленные ветки или зарубки на деревьях. Идти было крайне сложно, но главной проблемой стало отсутствие воды в этих местах. Поэтому мы несли её с собой. На человека в сутки получалось всего 400 мл.

Неуловимый Liberator

Несколько дней проводники, шедшие впереди основной группы, искали спуск к месту падения самолёта. Ландшафт в этих местах очень сложный — это отвесные скалы и джунгли.

— На фотографиях, которые сделал Таба, было видно два авиационных двигателя. Но когда проводники пришли к месту крушения, оказалось, что в точке с имеющимися координатами ничего нет, — рассказывает Сергей Катков. — За пять лет, с 2018 года, двигатели переместились на другое место из-за потоков воды и огромных камней. Уже на обратном пути проводники заметили один из двигателей под водой. Мотор сдвинулся на 450 м.

Двигатель самолёта B-24 Liberator, обнаруженный и идентифицированный российскими поисковиками. Фото: Сергей Катков

Двигатель самолёта B-24 Liberator, обнаруженный и идентифицированный российскими поисковиками. Фото: Сергей Катков

С помощью рычагов поисковая группа смогла переместить мотор, который весит почти тонну, и вытолкать его на мель. Работать пришлось в ледяной воде. Найденные на двигателе номера не помогли идентифицировать борт.

— У самолётов B-24 Liberator и их транспортных модификаций C-87 есть проблема с идентификацией судов. Существует заводской номер мотора и номер, который давали в ВВС. В документах указывался один из них. Не исключено, что мы нашли на двигателе не тот номер, по которому он был списан частью, — объясняет Сергей Катков. — В Индии запрещено использовать коптеры, это сильно усложнило поиск остальных частей самолёта. По свидетельствам охотников, на вершине ближайшей горы должен был лежать фюзеляж.

По возвращении историки авиации стали более точечно изучать архивные материалы, акты на списание матчасти самолётов двух типов: четырёхмоторного бомбардировщика Consolidated B-24 Liberator и его транспортной версии С-87. Теперь было известно, что от места катастрофы до ближайшего жилья экипажу нужно было идти несколько дней через горные джунгли, и, скорее всего, лётчики значатся пропавшими без вести. Исследователи проанализировали архивные данные на 61 лётное происшествие с самолётами В-24 Liberator и 32 инцидента с транспортными C-87.

Бомбардировщика Consolidated B-24 Liberator. Фото: wikipedia.org

Бомбардировщика Consolidated B-24 Liberator. Фото: wikipedia.org

— На основании места нахождения обломков возникло несколько версий, — говорит Сергей Катков. — По одной из них, возможно, был найден транспортник С-87 с регистрационным номером 43-30580, не вернувшийся с задания 17 августа 1944 года. Чтобы окончательно убедиться в этом, специалисты ЦСИ продолжают работу с архивными материалами.

В следующем году исследователи надеются провести очередную экспедицию, найти необходимые номера бортов и узнать что-то о судьбе экипажа, а также отработать свидетельства о месте падения других самолётов, в том числе японского истребителя.

Не только самолёты

Поиски разбившихся самолётов — это не единственная цель индийской экспедиции. Её участники продолжают заниматься этнографическими исследованиями. Одним из результатов стала собранная коллекция украшений, одежды, предметов быта, орудий охоты и земледелия племён народа ади. Кроме того, удалось записать богатый фото- и видеоматериал. В ближайшем будущем всё это покажут на выставках и лекциях в Русском географическом обществе.

Отдалённые уголки Индии влекут исследователей и сулят открытия. Фото: Сергей Катков

Отдалённые уголки Индии влекут исследователей и сулят открытия. Фото: Сергей Катков

Есть и ещё один сюжет. Как напомнил этнограф ЦСИ Александр Сельвачёв, в начале XX века на территории между Русским Туркестаном и Индией работал географ, востоковед и член РГО Андрей Снесарев. Он не исследовал отдалённые территории, в то время это было невозможно. Одна из задач следующего этапа индийской экспедиции РГО — продолжение его научно-исследовательского пути, расширение этнографических знаний об отдалённых уголках Индии.

Константин Верин