В фондах РГО обнаружена "картина-перевёртыш"

Штаб-квартира Русского географического общества в Санкт-Петербурге. Фото : Андрей Стрельников

Двухсторонняя картина неизвестного художника обнаружена в запасниках музея Русского географического общества в Санкт-Петербурге. На лицевой — портрет Президента Академии наук СССР, Почетного президента Географического общества – Владимира Леонтьевича Комарова, написанный цветной пастелью. На оборотной — портрет военного, написанный также пастелью, но уже в технике гризайль.

2020-01-17_09-55-51.png

Портрет-перевёртыш из запасников музея РГО. Фото: Пресс-служба РГО
Портрет-перевёртыш из запасников музея РГО. Фото: Пресс-служба РГО

Портрет Владимира Комарова долгие годы висел, дожидаясь реставрации. Второе изображение открылось только после снятия рамы и стало большой неожиданностью для сотрудников музея. Вероятно, этот портрет военного связан с госпиталем, который располагался в РГО и гимназии по-соседству.

В раме размер портрета-перевёртыша - 75 х 89,2 см. Рисунок выполнен на тонкой фактурной бумаге серого цвета. Никаких данных о происхождении картины не сохранилось. В настоящее время ведется её атрибуция. Определить происхождение картины должна помочь авторская подпись, расположенная слева, по нижнему краю картины. В ней ясно читаются только заглавные буквы, вероятно инициалы художника — "В. И". Кроме того, на портрете стоит дата — 1944 год. В собрании Общества есть еще несколько пастельных работ, но гораздо меньшего размера и не такого высокого художественного качества. 

Прямая речь:

"Мы не нашли в архивах ни акта передачи, ни акта приёма — никакой документации, которая бы проливала свет на историю этого портрета, — рассказал заведующий музеем Русского географического общества Сергей Белых. — Однако мы попробуем найти художника и восстановить имена изображённых мужчин. Мы надеемся восстановить фамилию художника и уже через него вычислить имя военного. Судя по подписи, портрет Комарова написан в 1944 году, это голодные годы. Не всегда была еда, и уж совсем всё плохо было с расходными материалами. Именно поэтому художники часто использовали свои предыдущие работы".

Заведующий музеем РГО сообщил, что надеется после реставрации повесить картину таким образом, чтобы оба портрета были видны посетителям.