19 апреля 2025 года в Хунзахе прошел III Форум гостевых домов и мини-отелей Дагестана «Гостеприимный бизнес», организованный Академией «Каспий» совместно с Дагестанским республиканским отделением РГО и ассоциации «ТРИО» при поддержке Администрации Хунзахского района РД. Мероприятие собрало лидеров отрасли, экспертов и практиков с целью обсуждения проблем и перспектив развития сферы гостеприимства в регионе. Форум стал важной вехой в подготовке бизнеса к изменениям, которые произойдут с 1 сентября 2025 года, когда вступят в силу новые правила для гостевых домов России.
Открывая форум, заместитель Главы Хунзахского района Гамид Гитинов тепло поприветствовал участников и гостей. Он отметил, администрация района готова поддерживать начинания предпринимателей и содействовать развитию гостеприимства на хунзахской земле.
– Развитие туризма – это не только вклад в экономику района, но и своеобразное выражение культуры и характера местных жителей, представляющих сферу гостеприимства, – подчеркнул Гамид Магомедович.
Председатель Дагестанского отделения Русского географического общества, доктор географических наук Эльдар Эльдаров рассказал о важности туризма в плане сохранения культурного, исторического и природного наследия в пределах дестинаций.
– Если территория отдыха полезна и значима для ее гостей, то и отношение местного населения к своей земле меняется в лучшую сторону – появляется забота, бережное отношение, ответственность за ее сохранность. Для меня Хунзах – родное село, связанное с историей моего рода. Мой дед Магомедхан Эльдаров участвовал в становлении Советской власти в Аварском округе будучи его руководителем в 1920-е годы, а отец Магомед Магомедханович стоял у истоков развития краеведческой науки в республике. Присутствующие здесь мои родственники принимали активное участие в создании местного историко-краеведческого музея. И я горжусь этой историей, – сказал Эльдар Магомедович.
Магомед Абакаров, директор Академии «Каспий», совладелец Caspian Travel указал на важность задачи улучшения качества сервиса для успешной конкуренции на рынке туристических услуг. Он отметил, что в республике есть только 9–10 муниципалитетов, где туризм действительно приносит существенные доходы, и подчеркнул, что без повышения качества услуг мы не сможем удержать туристов.
Элени Казиева, преподаватель Академии «Каспий» и предприниматель, владеющая сетью апартаментов в Дагестане, поделилась опытом создания успешных брендов в сфере гостеприимства. Она отметила, что современные гостевые дома должны ориентироваться на четыре ключевых элемента: брендинг, цифровое присутствие, клиентский сервис и работа с отзывами. Акцент ею был сделан на том, что клиентский сервис, личный подход и внимание к деталям – это то, что заставляет гостей возвращаться.
– Встреча гостей в национальном костюме, маленькие подарки или даже рассказ о местных традициях могут сделать пребывание незабываемым и увеличить количество повторных визитов, – подчеркнула Казиева.
Рустам Гамидов, менеджер по развитию Национального музея им. А. Тахо-Годи, а также спикер Академии «Каспий», рассказал о дополнительных услугах, которые можно организовать для гостей. Он предложил уделять основное внимание качеству организации досуга. По его мнению, это поможет не только улучшить опыт туриста, но и увеличить доход гостевых домов.
Аида Дагирова, руководитель сообщества гостевых домов республики, сделала акцент на дизайне интерьера и атмосфере гостевого дома. Она объяснила, как важно создать не просто красивое, но и удобное пространство для гостей. В конечном счете, создание уюта в номере, грамотное освещение и небольшие детали, такие как местные сувениры или постеры – это отличный стимул для хвалебных отзывов и рекомендаций в адрес уже будущих посетителей этих мест.
Затем слово взяла Ханика Казанбиева, директор Хунзахского краеведческого музея – филиала Национального музея им. А. Тахо-Годи. Она отметила значимость креативности и смелости отельеров и гидов в развивающемся туристическом бизнесе Дагестана.
– Туристическая отрасль в республике сейчас находится на уровне «кустарного развития». Но именно благодаря предпринимателям и специалистам, которые своевременно заняли эту нишу, ситуация начала меняться в лучшую сторону. Ведь мы – люди креативные, талантливые и трудолюбивые, а потому у нас все должно получится, – отметила Ханика Алибеговна.
Заключительным в серии выступлений стал доклад, основывающийся на практическом опыте Наиды Гаджимагомедовой, выпускницы первого потока курса «Управление гостевым домом» Академии «Каспий» и владелицы базы отдыха «Хапиль» в Южном Дагестане. Наида Гусейновна поделилась некоторыми секретами управления гостевыми домами. Она показала, какие объекты располагаются на участке её базы, и как организуются дополнительные платные услуги для гостей. Например, на базе отдыха построен небольшой кинотеатр, который посещают не только туристы, но и жители близлежащих территорий. Такой подход позволяет увеличивать доход и привлекать большее количество людей, создавая тем самым разнообразие в сервисах и создавая дополнительные ценности для приезжих.
Что изменится на рынке гостевых домов с 1 сентября 2025 года?
С 1 сентября 2025 года вступает в силу важный федеральный закон, который кардинально изменит рынок гостевых домов в России. Новый закон официально классифицирует гостевые дома как отдельный формат размещения и вводит строгие требования к их регистрации и эксплуатации.
1. Для продолжения своей работы, гостевые дома должны пройти обязательную классификацию и попасть в федеральный реестр. С момента вступления закона в силу, все дома, которые не будут зарегистрированы, будут считаться незаконными средствами размещения. Это грозит не только штрафами и судебными исками, но и исключением с крупных туристических агрегаторов и платформ для бронирования. Это приведет к значительному снижению видимости и количества бронирований для таких объектов, что напрямую скажется на доходах владельцев.
2. Чтобы попасть в реестр и работать легально, гостевые дома должны соблюдать несколько важных стандартов:
- не более 15 номеров (это ограничение обеспечивает баланс между доступностью для гостей и комфортом проживания);
- до 30 гостей одновременно (лимит по числу гостей помогает обеспечить высокий уровень персонализированного сервиса);
- круглосуточное водоснабжение или его запас (это требование связано с базовыми условиями комфортного проживания);
- пожарная безопасность (необходимость в оборудовании, таком как огнетушители и системы сигнализации, чтобы обеспечить безопасность гостей);
- уборка и предоставление постельного белья и полотенец (эти стандарты также обязательны для регистрации).
Что будет, если не пройти классификацию?
1. Без регистрации в реестре гостевые дома столкнутся с серьезными последствиями. В первую очередь, такие объекты будут исключены из списков популярных туристических платформ, что значительно ограничит их доступ к массовой аудитории. Это в свою очередь приведет к потере бронирований и дохода.
2. Владельцам гостевых домов, которые не успеют пройти классификацию, грозят штрафы и судебные иски. В некоторых случаях такие здания могут быть признаны самовольными постройками, что создаст дополнительные проблемы с юридической и имущественной стороны.
Форум «Гостеприимный бизнес» показал, что в регионе есть огромный потенциал для развития туризма, и владельцы гостевых домов в принципе готовы к освоению новых требований. Легализация гостевых домов позволит им участвовать в государственных грантах и субсидиях, а также получить возможность использовать онлайн-бронирование и размещаться на туристических агрегаторах. Все это поможет повысить доверие со стороны гостей и улучшить качество обслуживания.
– Владельцам гостевых домов в Дагестане стоит заранее подготовиться к изменениям, пройти все необходимые процедуры и адаптироваться к новому законодательству. Это не только позволит избежать штрафов и санкций, но и откроет новые возможности для развития бизнеса. В свою очередь, Академия «Каспий» постарается повысить качество обучения нынешних и будущих владельцев гостевых домов и отелей, чтобы те могли вести бизнес грамотно и были готовы ко всем возможным изменениям, – сказал в заключительном слове директор Академии «Каспий», заместитель председателя ДРО РГО по внутреннему туризму, доктор экономических наук Магомед Абакаров.
Пресс-службы Академии «Каспий» и Дагестанского отделения РГО