В горном селе Хунзах состоялся Форум гостевых домов Дагестана

Гости форума перед зданием районной администрации. Фото: пресс-служба Академии «Каспий»

19 апреля 2025 года в Хунзахе прошел III Форум гостевых домов и мини-отелей Дагестана «Гостеприимный бизнес», организованный Академией «Каспий» совместно с Дагестанским республиканским отделением РГО и ассоциации «ТРИО» при поддержке Администрации Хунзахского района РД. Мероприятие собрало лидеров отрасли, экспертов и практиков с целью обсуждения проблем и перспектив развития сферы гостеприимства в регионе. Форум стал важной вехой в подготовке бизнеса к изменениям, которые произойдут с 1 сентября 2025 года, когда вступят в силу новые правила для гостевых домов России.

Открывая форум, заместитель Главы Хунзахского района Гамид Гитинов тепло поприветствовал участников и гостей. Он отметил, администрация района готова поддерживать начинания предпринимателей и содействовать развитию гостеприимства на хунзахской земле.

1_vstupitelnoe_slovo_gamida_gitinova._foto_press-sluzhba_akademii_kaspiy.jpg


Приветственное слово Гамида Гитинова. Фото: пресс-служба Академии «Каспий»

– Развитие туризма – это не только вклад в экономику района, но и своеобразное выражение культуры и характера местных жителей, представляющих сферу гостеприимства, –  подчеркнул Гамид Магомедович.

Председатель Дагестанского отделения Русского географического общества, доктор географических наук Эльдар Эльдаров рассказал о важности туризма в плане сохранения культурного, исторического и природного наследия в пределах дестинаций.

2_auditoriya_foruma.jpg


Аудитория форума. Фото: пресс-служба Академии «Каспий»

– Если территория отдыха полезна и значима для ее гостей, то и отношение местного населения к своей земле меняется в лучшую сторону – появляется забота, бережное отношение, ответственность за ее сохранность. Для меня Хунзах – родное село, связанное с историей моего рода. Мой дед Магомедхан Эльдаров участвовал в становлении Советской власти в Аварском округе будучи его руководителем в 1920-е годы, а отец Магомед Магомедханович стоял у истоков развития краеведческой науки в республике. Присутствующие здесь мои родственники принимали активное участие в создании местного историко-краеведческого музея. И я горжусь этой историей, – сказал Эльдар Магомедович.

Магомед Абакаров, директор Академии «Каспий», совладелец Caspian Travel указал на важность задачи улучшения качества сервиса для успешной конкуренции на рынке туристических услуг. Он отметил, что в республике есть только 9–10 муниципалитетов, где туризм действительно приносит существенные доходы, и подчеркнул, что без повышения качества услуг мы не сможем удержать туристов.

3_uchastniki_foruma_-_gosti_i_hozyaeva.jpg


Участники форума – гости и хозяева. Фото: пресс-служба Академии «Каспий»

Элени Казиева, преподаватель Академии «Каспий» и предприниматель, владеющая сетью апартаментов в Дагестане, поделилась опытом создания успешных брендов в сфере гостеприимства. Она отметила, что современные гостевые дома должны ориентироваться на четыре ключевых элемента: брендинг, цифровое присутствие, клиентский сервис и работа с отзывами. Акцент ею был сделан на том, что клиентский сервис, личный подход и внимание к деталям – это то, что заставляет гостей возвращаться.

– Встреча гостей в национальном костюме, маленькие подарки или даже рассказ о местных традициях могут сделать пребывание незабываемым и увеличить количество повторных визитов, – подчеркнула Казиева.

4_vystuplenie_rustama.jpg


Выступление Рустама Гамидова. Фото: пресс-служба Академии «Каспий»

Рустам Гамидов, менеджер по развитию Национального музея им. А. Тахо-Годи, а также спикер Академии «Каспий», рассказал о дополнительных услугах, которые можно организовать для гостей. Он предложил уделять основное внимание качеству организации досуга. По его мнению, это поможет не только улучшить опыт туриста, но и увеличить доход гостевых домов.

Аида Дагирова, руководитель сообщества гостевых домов республики, сделала акцент на дизайне интерьера и атмосфере гостевого дома. Она объяснила, как важно создать не просто красивое, но и удобное пространство для гостей. В конечном счете, создание уюта в номере, грамотное освещение и небольшие детали, такие как местные сувениры или постеры – это отличный стимул для хвалебных отзывов и рекомендаций в адрес уже будущих посетителей этих мест.

5_vystupaet_aida_dagirova.jpg


Выступление Аиды Дагировой. Фото: пресс-служба Академии «Каспий»

Затем слово взяла Ханика Казанбиева, директор Хунзахского краеведческого музея – филиала Национального музея им. А. Тахо-Годи. Она отметила значимость креативности и смелости отельеров и гидов в развивающемся туристическом бизнесе Дагестана.

– Туристическая отрасль в республике сейчас находится на уровне «кустарного развития». Но именно благодаря предпринимателям и специалистам, которые своевременно заняли эту нишу, ситуация начала меняться в лучшую сторону. Ведь мы – люди креативные, талантливые и трудолюбивые, а потому у нас все должно получится, – отметила Ханика Алибеговна.

6_hanika_kazanbieva_vystupaet.jpg


Выступление Ханики Казанбиевой. Фото: пресс-служба Академии «Каспий»

Заключительным в серии выступлений стал доклад, основывающийся на практическом опыте Наиды Гаджимагомедовой, выпускницы первого потока курса «Управление гостевым домом» Академии «Каспий» и владелицы базы отдыха «Хапиль» в Южном Дагестане. Наида Гусейновна поделилась некоторыми секретами управления гостевыми домами. Она показала, какие объекты располагаются на участке её базы, и как организуются дополнительные платные услуги для гостей. Например, на базе отдыха построен небольшой кинотеатр, который посещают не только туристы, но и жители близлежащих территорий. Такой подход позволяет увеличивать доход и привлекать большее количество людей, создавая тем самым разнообразие в сервисах и создавая дополнительные ценности для приезжих.

Что изменится на рынке гостевых домов с 1 сентября 2025 года?

С 1 сентября 2025 года вступает в силу важный федеральный закон, который кардинально изменит рынок гостевых домов в России. Новый закон официально классифицирует гостевые дома как отдельный формат размещения и вводит строгие требования к их регистрации и эксплуатации.

1. Для продолжения своей работы, гостевые дома должны пройти обязательную классификацию и попасть в федеральный реестр. С момента вступления закона в силу, все дома, которые не будут зарегистрированы, будут считаться незаконными средствами размещения. Это грозит не только штрафами и судебными исками, но и исключением с крупных туристических агрегаторов и платформ для бронирования. Это приведет к значительному снижению видимости и количества бронирований для таких объектов, что напрямую скажется на доходах владельцев.

2. Чтобы попасть в реестр и работать легально, гостевые дома должны соблюдать несколько важных стандартов:

  • не более 15 номеров (это ограничение обеспечивает баланс между доступностью для гостей и комфортом проживания);
  • до 30 гостей одновременно (лимит по числу гостей помогает обеспечить высокий уровень персонализированного сервиса);
  • круглосуточное водоснабжение или его запас (это требование связано с базовыми условиями комфортного проживания);
  • пожарная безопасность (необходимость в оборудовании, таком как огнетушители и системы сигнализации, чтобы обеспечить безопасность гостей);
  • уборка и предоставление постельного белья и полотенец (эти стандарты также обязательны для регистрации).

7_razgovor_s_glavoy_rayona_nurmagomedom_zadievym.jpg


Разговор с главой района Нурмагомедом Задиевым в перерыве форума. Фото: пресс-служба Академии «Каспий»

Что будет, если не пройти классификацию?

1. Без регистрации в реестре гостевые дома столкнутся с серьезными последствиями. В первую очередь, такие объекты будут исключены из списков популярных туристических платформ, что значительно ограничит их доступ к массовой аудитории. Это в свою очередь приведет к потере бронирований и дохода.

2. Владельцам гостевых домов, которые не успеют пройти классификацию, грозят штрафы и судебные иски. В некоторых случаях такие здания могут быть признаны самовольными постройками, что создаст дополнительные проблемы с юридической и имущественной стороны.

8_na_fone_zasnezhennoy_sedlo-gory.jpg


На фоне Седло-горы: Эльдар Эльдаров и председатель Совета старейшин района Зубаир Гаирбегов. Фото: пресс-служба Академии «Каспий»

Форум «Гостеприимный бизнес» показал, что в регионе есть огромный потенциал для развития туризма, и владельцы гостевых домов в принципе готовы к освоению новых требований. Легализация гостевых домов позволит им участвовать в государственных грантах и субсидиях, а также получить возможность использовать онлайн-бронирование и размещаться на туристических агрегаторах. Все это поможет повысить доверие со стороны гостей и улучшить качество обслуживания.

9_gora_akaro_k_yugu_ot_hunzaha.jpg


Гора Акаро к югу от Хунзаха. Фото: пресс-служба Академии «Каспий»

– Владельцам гостевых домов в Дагестане стоит заранее подготовиться к изменениям, пройти все необходимые процедуры и адаптироваться к новому законодательству. Это не только позволит избежать штрафов и санкций, но и откроет новые возможности для развития бизнеса. В свою очередь, Академия «Каспий» постарается повысить качество обучения нынешних и будущих владельцев гостевых домов и отелей, чтобы те могли вести бизнес грамотно и были готовы ко всем возможным изменениям, – сказал в заключительном слове директор Академии «Каспий», заместитель председателя ДРО РГО по внутреннему туризму, доктор экономических наук Магомед Абакаров.

10_vid_gornogo_dagestana_sleva_tobotskiy_kanon_sprava_postroyki_hunzaha.jpg


У обрыва Тоботского каньона. Фото: пресс-служба Академии «Каспий»

 

Пресс-службы Академии «Каспий» и Дагестанского отделения РГО